Личный кабинет | Дзержинск.ру - Главный портал города

Дзержинск

Нижегородской области            18+
Вход | Регистрация













Наша история не изобилует безусловными праздниками...

На прошлой неделе Россия в четвертый раз подряд отметила День народного единства. Но споры вокруг него, кажется, не утихают до сих пор. Идеологи нового праздника считают 4 ноября поводом напомнить людям о том, что все россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям, были и остаются единым народом с общей исторической судьбой и будущим. А их противники настаивают, что главная цель введения праздника - задвинуть в тень 7 ноября, которое до сих пор ассоциируется в сознании россиян с Октябрьской революцией 1917 года. Так получается ли в итоге праздник единства? Об этом и не только мы поговорили с преподавателем истории, кандидатом педагогических наук, директором школы № 7 Владимиром Коротковым.

 

- Владимир Владимирович, какой праздник отмечаете вы лично, четвертое или седьмое ноября?

- Я с уважением отношусь к обоим праздникам. Но сказать, что отмечаю эти даты, я не могу. Ведь это значит быть соучастником действа, исторической традиции, но ни тот, ни другой день не вызывает во мне такого же духовного трепета, как 9 Мая.

- Накануне первого празднования Дня народного единства в 46 регионах страны был проведён социологический опрос, который показал, что больше половина наших сограждан не знали, какой праздник будут справлять. При этом почти 40% опрошенных назвали 7 ноября «старым праздником, от которого я не хочу отказываться». Как вы считаете, сегодня ситуация изменилась?

- Отношение к любому празднику - это дело воспитываемое. Почему старшее и среднее поколение нашей страны до сих пор считают 7 ноября праздником? Потому что позитивное отношение к этой дате формировалось десятилетиями. И убедить их в обратном одним росчерком пера невозможно. Так же, как невозможно в один момент сделать праздником 4 ноября. Но если учесть, что сегодня это праздник государственный, а школа есть место, где формируется отношение маленького человека к государству, то перед нами стоит задача информировать о его содержании и смысле. Поэтому за последние четыре года 4 ноября для многих детей стало большим праздником, чем 7 ноября.

- И все же, День народного единства, на ваш взгляд, это изобретение политтехнологов или обретение этого праздника никак не связано с политикой?

- В определенной степени это, безусловно, шаг технологичный и политический. Потому что после мирного переворота политической системы 1991-93 годов нельзя было жить в двух ипостасях. Нельзя было признавать праздничное значение за теми событиями, которые были опровергнуты в девяностых годах.

- А стоит ли вообще менять, на ваш взгляд, старые значения привычных праздников? Честно ли это с точки зрения истории?

- Пока живо поколение, выросшее на безусловном уважении к октябрьским событиям, отменять их путем государственного решения, наверное, не совсем логично. Давать разные взгляды на какие-либо исторические события - это нормально в свободном обществе, а делать праздник выходным или нет - это уже воля государства. В этом шаге его интонации уже слышны, позиция понятна. Но изменять праздники или однозначно перечеркивать, значит повторить ошибку, которая уже была совершена в 20-х годах, когда были преданы забвению масса государственных праздников национального характера.

- Но, по-вашему, власть все же сделала ошибку, когда сделала выходным днем 4 ноября, объявив будничным седьмое число?

- Я бы не стал обвинять государство в ошибке. Уходит эпоха - уходят праздники. Приходят новые времена, и мы либо воскрешаем старые праздники, которые были забыты, либо отмечаем новые - День российского флага, День независимости.

- А зачем они нужны?

- Каждое государство, как и любой человек, переживает период исторической самоидентификации. И государство, которое заявляет о том, что вот оно я, называет примечательные для него даты, которые имеют перспективу вырасти в общенациональные праздники.

- Но это иногда далеко заводит. Например, в последнее время жестко критикуются действия властей Украины, которые пытаются переписать историю своего государства. А не кажется ли вам, что у нас в какой-то степени происходит нечто подобное? Например, в отношении все той же Октябрьской революции?

- По этому пути идут все страны, заявляющие о своей новой государственности. Возьмите Прибалтику, где идет ревизия происходивших в годы Второй мировой войны событий. Украина тоже начинает по-своему начинает относиться к темам для нас болезненным. И я повторюсь, что любое государство идет по этому пути во все времена. Любое новое есть отрицание старого.

- Так это хорошо или плохо?

- Это жизнь, и с ней ничего не поделаешь. И каждым уходящим поколением это, безусловно, будет эмоционально переживаться, как потеря.

- А наше поколение знает свою историю?

- А какое поколение знало историю своей страны? Я как историк об этом соболезную. Грамотным, с исторической точки зрения, мы считали свое и предыдущее поколение. Но мы были зациклены на двух событиях - Октябрьской революции и Великой Отечественной войне. Не хотелось бы касаться проблемы оценки итогов последнего события, которое еще должно приобрести свое место в патриотическом воспитании и системе самоидентификации человека в нашей стране. Но историческая грамотность по этим вопросам формировалась не столько из знания, сколько из политического фона, который сопровождал нас повсюду...

- А сколько часов уделяется в современной школе изучению Великой Отечественной войны?

- Немного, четыре часа в девятом классе и в одиннадцатом - два. Плохо это или хорошо? Страна, имеющая тысячелетнюю историю, должна выделить для себя те позиции, которым будет уделять больше внимания. И это не моя позиция, а тех, кто увидел этот пробел. Да, в исторической хронологии Отечественная война - это четыре с небольшим года, и были события более протяженные. Но, с моей точки зрения, события 1611-1613 и 1941-1945 годов очень схожи по духовно-национальному подъему, которые их сопровождали.

- Какие изменения появились в учебниках истории России в последние годы?

- Безусловно, учебник меняется. Он пережил период многообразия взглядов и оценок. Сегодня количество пособий по истории сократилось с десяти до четырех названий, и в них уже нет разноречий в оценке динамики развития событий. По отдельным событиям, конечно, они еще существуют.

Полный текст статьи читайте в газете "Дзержинское время" за 12 ноября 2009 года.

Сергей Кулаков


Thursday, 12 November, 2009 - 15:23. Возрастное ограничение
Просмотров: 963
Социальные комментарии Cackle
 ▲ Наверх  
 
СМИ зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель - Преснов С. Л. Главный редактор - Черепанова А. В. Адрес редакции: info@dzerjinsk.ru тел. 8920-044-20-00. Эл #ФС77-55869 от 30 октября 2013г. Название СМИ: «Дзержинск.рф». Для лиц старше 16 лет. Контакты
© 2009 — 2024Дзержинск.рф. Все права защищены.

Копирование материалов (или их частей) разрешено с обязательной активной, не скрытой от поисковых систем гиперссылкой на материал, например: "Использованы материалы портала Дзержинск.рф.
 
Яндекс.Метрика
Заказать рекламу