#дзерология
Л – лес
Что было на месте нашего города 150 лет назад?
Несколько селений вдоль Оки и бескрайние моря зеленых лесов на сотни километров вокруг… На три четверти леса были сосновыми. Оставшееся место занимали дубовые и березовые рощи. Кроме того, встречались смешанные леса, там можно было встретить ель, ольху и осину.
С древних времен местные крестьяне не представляли свою жизнь без леса. В самом конце осени они заготавливали лес для строительства домов. В это же время года рубили деревья на дрова для топки печей. По первому морозу вывозили бревна на лошадях. Делали это при помощи саней или волоком. В начале зимы нужно было успеть заготовить дрова на всю зиму. Временной период определяла сама природа: когда дороги после осенних дождей уже прихватило морозом, но заготовленные деревья еще не завалены толстым слоем снега. Немногие знают, что весной и летом деревья в лесу обычно не рубили. Жара, мошкара, разбитые дороги не оставляли для этого никакой возможности. К тому же дерево, наполненное соком, не подходит для строительства и хуже горит в печи. Да и от работ по выращиванию урожая не так просто оторваться в разгар сезона.
Зимой же выпадало подходящее время для охоты. Охота с оружием была слишком дорогой забавой для сельского жителя. Крестьяне могли себе позволить лишь ловлю мелких зверей и птиц. На лисиц, зайцев и глухарей ставили силки – небольшие ловушки в виде петли из тонкой веревки или конского волоса. Пойманная добыча могла скрасить скудный зимний рацион.
Кроме того, лес давал ягоды и грибы. Летом с ягодами пекли пироги. А грибы сушили на нитках и оставляли на зиму. Во время великого поста они становились главным блюдом на крестьянском столе.
Уклад пользования лесом поменялся в петровские времена.
Как и в других сферах жизни, император Петр Первый установил в лесном хозяйстве новые порядки. Было предписано делить леса на 25 – 30 лесосек, вырубаемых поочередно. Так, 300 лет назад был заложен принцип постоянного и неистощимого пользования лесом. Для защиты леса от бессистемных рубок была создана «лесная стража». А для развития лесного хозяйства создан штат обер-вальдмейстеров – первых лесничих. Были определены фундаментальные цели их работы: охранять леса от истребления, извлекать из них наибольший доход, умножать леса на территориях, где в этом была необходимость.
Нижегородское губернское лесное управление объединяло 15 лесничеств. Одно из них – Балахнинское – имело в своем составе Чернорецкую государственную дачу. За ней были закреплены 40 тысяч гектаров леса по левому берегу Оки. Сегодня значительную часть этой территории занимает город Дзержинск. Позже Чернорецкая государственная дача получила самостоятельный статус – Чернорецкое лесничество, затем – Игумновское, в наши дни – Дзержинское.
Лесничество было прибыльным предприятием. Основной доход в казну приносила плата за заготовку леса и деньги от аренды земли. В то время законы были проще: любой желающий мог арендовать подходящий участок леса для строительства дачи или даже фабрики. Обычно такие участки появлялись вдоль проезжих дорог и вблизи железнодорожных станций. В 1862 году территорию Чернорецкой дачи пересекла Московско-Нижегородская железная дорога. А на месте нынешнего железнодорожного вокзала появилась станция Чёрное. Нужно ли говорить, что земли окрестного лесничества сразу стали пользоваться спросом у арендаторов?
В больших объемах велась заготовка леса. Лес сбывался и как материал и для судостроительства, и для производства шпал. Под Черным селом работали два лесопильных завода. Из нашего леса там производили доски и дранку под штукатурку. Основная же часть леса отправлялась в топки пяти черносельских алебастровых заводов. Кроме того, дровами топили печи кирпичных заводов, расположенных в селах Бабушкино и Петряевка.
Производство стройматериалов в то время было почти кустарным. Примитивная технология требовала использовать для их обжига тысячи кубометров дров. Немудрено, что при такой нагрузке, возникла необходимость уделять больше внимания воспроизводству леса.
Кроме того, с появлением железнодорожной станции, наши леса стали популярным местом для отдыха. А это привело к росту числа лесных пожаров. Пожары стали настоящим бедствием того времени. К 80-м годам XIX века бескрайние пространства наших лесов заметно поубавились. В критический момент в песчаную пустыню превратилось до четверти территории, закрепленной за Чернорецкой дачей лесничества.
Заметив эту проблему, губернские власти серьезно озаботились ее решением. Но как вырастить на пустыре новый лес?
Для восполнения наших лесных богатств в 1889 году заведовать Чернорецкой дачей был приглашен опытный лесовод Митрофан Петрович Красницкий. Он получил блестящее образование в Лисинском егерском училище в Царском селе и имел десятилетний опыт руководства Макарьевским лесным хозяйством Нижегородской губернии.
Незадолго до приезда Красницкого, у лесничества появилась контора – Дом лесничего. Он был срублен из лиственницы. Сегодня это старейшее здание, расположенное в нашем городе. Его адрес: улица Автомобильная, дом 23. Оказавшись в ста метрах от Центрального рынка, Дом лесничего со всех сторон зажат домами. А ведь, в годы его строительства, вокруг не было ни рынка, ни домов, ни самого города…
Жил лесничий с семьей и прислугой, содержал штат помощников и сезонных рабочих, имел надел земли для ведения подсобного хозяйства и огорода.
Для защиты лесных угодий от пожаров и браконьерства устраивались лесные кордоны. В шести километрах севернее от Дома лесничего расположился Дом лесного объездчика. Память о нем сохранилась до наших дней. Сегодня Лесной кордон – название целого населенного пункта, входящего в сельсовет Пыра. Для службы в лесных кордонах из местного крестьянства приглашались семейные пары. Такая семья несла круглосуточную вахту по охране леса.
Красницкий подошел к делу со всей серьезностью. Был составлен десятилетний план работ по восполнению лесов. Для выращивания саженцев создали два питомника. Один из них – рядом с Домом лесничего. Посадки эти не сохранились, сейчас на их месте шумит Первомайский лес. Второй — рядом с Домом лесного объездчика на Московском шоссе.
Для производства работ был нанят дополнительный штат рабочих. С середины апреля они приступали к посеву сосновых саженцев в грядки. Для защиты молодых побегов от солнца и ветра применялся мох. Первый год грядки обильно поливали, рыхлили, очищали от жуков и гусениц. Двухлетние деревца пересаживали на песчаные пустыри. На новом месте приживалось до половины саженцев. Лес потихоньку стал оживать…
Митрофан Красницкий вел строгий учет результатов своей работы. Известно, что за 10 лет из его питомников было высажено в окрестных лесах 641 тысяча саженцев. Площадь высаженных лесов превысила тысячу гектаров.
Сегодня, если вы заметили в окрестностях Дзержинска ровные ряды деревьев, возможно, вы оказались в лесу, посаженном 130 лет назад, и он пережил уже и царя, и революцию, и годы войны, и годы великих строек…
В середине XX века работу по возрождению окрестных лесов продолжил другой легендарный лесничий Иван Никифорович Ильяшевич. Большинство искусственных лесов вокруг города – Дзержинска это его заслуга. Подробнее о нем можно прочитать в статье «Д – дендрарий».
«Лесхоз» в наши дни стал частным предприятием и борется за муниципальные подряды на конкурсной основе. А окрестные леса, между тем, нуждаются в бережной защите. Страдают они и от пожаров, и от незаконных вырубок, и от нелегальных свалок мусора. Очевидно, лесу нужен настоящий хозяин, а не «конкурсный управляющий». Возможно, стоит сегодня вспомнить об успешном опыте из прежних времен…
Автор проекта – Сергей Преснов
Автор иллюстраций – Илья Спиченков
Редактор – Елена Нагичева