Личный кабинет | Дзержинск.ру - Главный портал города

Дзержинск

Нижегородской области            18+
Вход | Регистрация













Образование на «пять»

 

Когда речь заходит об общем образовании в Дзержинске, наряду с высокими оценками его организации и достижений всегда упоминается внедрение всевозможных инноваций в образовательный процесс городских школ, а также говорится об учителях, чьи новаторские идеи применяются с особым успехом. На днях в администрации города начальник управления образования Сергей Майоров подвел итоги инновационных достижений в дзержинских школах и назвал имена лучших учителей города по итогам 2010-2011 учебного года.

Учись учиться по-новому

Подробнее на тему инноваций в системе образования города Сергей МАЙОРОВ рассказал в следующем интервью.

- Сергей Викторович, какую оценку в целом можно дать инновационному образовательному пространству в Дзержинске?

- Дзержинское образование уже традиционно считается одним из лучших в Нижегородской области. Это связано в том числе и с тем, что практически в каждой школе и учреждениях дополнительного образования нашего города ведется какая-либо опытно-экспериментальная деятельность. Благодаря этой деятельности учащиеся имеют высокие результаты при сдаче экзаменов. Традиционно и педагоги нашего города, многие из которых работают по собственным образовательным программам, получают высокие оценки своей деятельности на самых разных уровнях: городском, областном, федеральном.

- Необходимость новатор­ства в образовании продиктована временем?

- Отчасти да. Хотя инновационная деятельность в школах, в том числе и дзержинских, существовала всегда. Всегда были учителя, которые разрабатывали собственную, не похожую на общую, образовательную программу и вели по ней свои уроки. Так что определенные методики преподавания, ряд инновационных систем в школах, учителя-новаторы, занимающиеся опытно-экспериментальной деятельностью, были и в советское время.

На сегодняшний день у школ появилось больше возможностей для внедрения инноваций в учебный процесс. Сейчас нет единой для всех образовательной программы, зато есть целый ряд авторских программ, которые подразумевают использование определенного учебно-методического комплекса для каждой программы. Все эти программы утверждены Министерством образования РФ, поэтому их использование в работе — это на сегодняшний день уже не совсем инновационная деятельность.

На введение инноваций в школах направлена различная опытно-экспериментальная деятельность.

- Как она представлена в Дзержинске?

- На сегодняшний день на базе ряда дзержинских школ существуют опытно-экспериментальные площадки как городского, так и регионального уровня. Эта деятельность в первую очередь направлена на разработку учебных методик. То есть к системе образования сейчас есть ряд требований, выполнить которые невозможно без внедрения новых процессов. А для того, чтобы эта работа шла быстро и слаженно, необходимы методические материалы.

- Сергей Викторович, приведите примеры таких площадок.

- В двенадцати школах, объединяющим центром которых является школа №9, действует площадка «Создание инновационной модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений по формированию духовно-нравственной среды в образовательном пространстве». В семи других школах - «Создание модели интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса в повышении качества образования». 

Речь идет о системе электронного общения педагога и родителей посредством сети Интернет: создания электронного журнала, электронного дневника и так далее. Любой родитель в системе онлайн может зайти на страничку своего сына или дочери и узнать о его успехах, а также задать любой вопрос учителю и получить на него ответ. При этом такая система общения имеет высокую степень безопасности — оценки других детей в Интернете «подсмотреть» нельзя. В следующем году разработка методик по внедрению этой модели в образовательный процесс будет осуществляться в обязательном порядке. Это очень хорошее дело. Правда, к сожалению, приобщиться к нему смогут все-таки не все школы города. Участие в этом эксперименте предполагает наличие у учащихся компьютера, а пока такая возможность есть не у всех.

В школах №1,22,32,68 с прошлого года работает площадка «Разработка и апробация дидактических и методических продуктов для реализации программы по формированию универсальных учебных действий у учащихся в условиях перехода на федеральный государственный стандарт основного общего образования». Эта деятельность в школах также существовала ранее. Если помните, во всех классах раньше были уголки для учащихся «Учись учиться». Здесь школьникам давались советы, как работать с учебником, текстом и так далее. Новые образовательные стандарты требуют деятельностного подхода к изучению материалов. Если раньше учитель излагал материал, а ученики его воспринимали, причем все по-разному: в силу подготовки и индивидуальных возможностей, то теперь все направлено на поиски ответа, на исследовательскую деятельность, которая требует от каждого ученика максимальной работы в классе, изложения собственных мыслей и идей. А этому тоже нужно сначала научить.

Есть совершенно уникальная деятельность. Например, в школе №18 действует проект «Куклотерапия в работе с обучающимися специальных (коррекционных) классов». Здесь педагог нашел доступную форму подачи знаний детям, имеющим отклонения в развитии.

- Учреждения дополнительного образования тоже играют в инновационной деятельности важную роль?

- Безусловно. На базе Дворца детского творчества, станции юного техника, центра психолого-медико-социального сопровождения действует экспериментальная площадка «Профессиональное самоопределение школьников как ресурс повышения качества образования в образовательных учреждениях». Эта работа направлена на  предпрофессиональную ориентацию подростков. То есть эти учреждения занимаются уже не только дополнительным образованием, но и готовят своих воспитанников к правильному выбору будущей профессии. Таким образом, за счет этой деятельности повышается уровень самих учреждений. 

В этом году основной темой деятельности учебных учреждений стало здоровьесбережение учащихся. На это делает акцент и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Ряд дзержинских школ, а также учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр» в связи с этим реализуют программы, направленные на здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

- Какие эксперименты в образовании начали действовать с этого учебного года?

- Целый ряд инноваций в этом году внедряет школа №7. Здесь открылась площадка «Исследовательская деятельность младшего школьника как средство формирования универсальных учебных действий». Кроме того, работают экспериментальные площадки в соответствии с ранее утвержденными программами экспериментальной деятельности: «Развитие речевой идентичности младших школьников в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта» и «Создание модели сетевого межшкольного взаимодействия в процессе изучения предметов образовательной области «Естествознание». Также на базе школы №7 действует экспериментальная площадка НИРО «Методическое сопровождение преподавания истории и обществознания в основной школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов». 

Экспериментальными площадками НИРО в 2011-2012 году в Дзержинске также являются школа №23 (разработка дидактического сопровождения деятельности субъектов школьной социальной сети Дневник.ру) и гимназия №38 (разработка комплексного контроля коммуникативных умений учащихся на родном и иностранном языках). Деятельность областных экспериментальных площадок нацелена на разработку дидактических и методических материалов, которые потом можно использовать для передачи в другие школы области. Эта деятельность представляет собой общение между учебными заведениями Нижегородской области, обмен опытом и накапливание багажа инновационной учебной литературы.

Возвращаясь к школе №7, скажу, что в этом году она начала работать в новом статусе — как школа с углубленным изучением отдельных предметов, поэтому исследовательская деятельность здесь будет использоваться постоянно. Логично, что именно здесь работают сразу несколько экспериментальных площадок, которые были названы.

- А что можно сказать о достижениях педагогов дзержинских школ?

- Традиционно дзержинские учителя занимают призовые места в различных конкурсах профессионального мастерства. Прошедший учебный год не стал исключением. Мы видим, что среди наших педагогов есть удостоенные гранта Президента России и губернатора Нижегородской области, других высоких наград. Лучшими учителями в 2011 году признаны педагоги школы №22 Ольга Викторовна Денисова и Елена Анатольевна Сидорова, учитель физкультуры гимназии №38 Лариса Викторовна Родюкова, учитель истории школы №7 Елена Николаевна Феоктистова и другие.

Эти заслуги не случайны. Учителя Дзержинска разрабатывают авторские программы образования, успешно защищают их и показывают блестящие результаты на практике. Это тоже инновационная деятельность, направленная на то, чтобы учащиеся получали полноценные знания, умели мыслить творчески, искали собственные ответы на вопросы и становились личностью. Все эти качества, без сомнений, будут им полезны на пути во взрослую жизнь.

Дзержинские ведомости


Friday, 21 October, 2011 - 11:43. Возрастное ограничение
Просмотров: 1586
Социальные комментарии Cackle
 ▲ Наверх  
 
СМИ зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель - Преснов С. Л. Главный редактор - Черепанова А. В. Адрес редакции: info@dzerjinsk.ru тел. 8920-044-20-00. Эл #ФС77-55869 от 30 октября 2013г. Название СМИ: «Дзержинск.рф». Для лиц старше 16 лет. Контакты
© 2009 — 2024Дзержинск.рф. Все права защищены.

Копирование материалов (или их частей) разрешено с обязательной активной, не скрытой от поисковых систем гиперссылкой на материал, например: "Использованы материалы портала Дзержинск.рф.
 
Яндекс.Метрика
Заказать рекламу