#дзерология
К – коммуна
Какое здание в Дзержинске можно назвать самым уникальным?
В Доме Советов принимались многие судьбоносные для развития города решения. В кинотеатре «Ударник» выступали Любовь Орлова и Марк Бернес. Дворец культуры химиков – самое величественное здание в городе. Дом со шпилем – самый узнаваемый символ Дзержинска…
Однако есть здание, которое по уровню своего значения для истории может затмить все другие достопримечательности нашего города. И внимание к нему будет только расти вместе с мировой модой на социализм.
В 1930 году в Дзержинске открылась самая настоящая коммуна.
Важность этого события сложно переоценить – именно здесь молодые строители коммунизма могли прикоснуться со своей заветной мечте, заглянуть в будущее. И если кода-нибудь появится на нашей земле музей социализма, то открыть его нужно непременно здесь: Нижегородская область, город Дзержинск, переулок Учебный, дома 3-а,5-а.
Только представьте! По комсомольским путевкам со всей страны на огромную стройку съезжаются парни и девушки. Их глаза горят жаждой новых свершений, сердца наполнены патриотизмом. Всех их влечет сюда желание внести свой вклад в развитие молодого государства. Все они родились еще при царе, ещё только 13 лет прошло после революции, еще свежи воспоминания о братоубийственной гражданской войне… А на карте молодого советского государства то тут, то там обозначаются гигантские стройки! Реки соединяются каналами, появляются гидроэлектростанции и водохранилища, растут к небу гигантские трубы заводов, убегают в даль провода линий электропередач и ветки новых железных дорог… В домах появляются электролампочки, радиоточки, на дорогах – автомобили, в полях – тракторы… Каждый рабочий – ударник! Коллективный труд – общий подвиг!
Вот что пишет о своей поездке в те годы в Советский Союз американский банкир Джарви Гиббсон: «Во всех промышленных городах, которые я посетил, возникают новые районы, построенные по определенному плану, с широкими улицами, украшенные деревьями и скверами, с домами наиболее современного типа, школами, больницами, рабочими клубами и неизбежными детскими яслями и детскими садами, где заботятся о детях работающих матерей…»
Да, в то время рабочие живут в тесных бараках, ходят в стеганых телогрейках… Но они не думают о личной выгоде, а мечтают о наступлении новой счастливой жизни.
Всех их ведет вперед мощная идея: «Как здорово будет жить при коммунизме! Тогда не будут нужны деньги, тогда каждый будет трудиться, сколько сможет, а брать вещей и продуктов – сколько ему нужно…»
Конечно, рядом с каждой идеей найдутся скептики, которые будут сомневаться в реальности таких планов. Поэтому так важно было дать возможность людям краешком глаза заглянуть в будущее мироустройство. Так и появилась в нашем городе настоящая коммуна.
Было решено строить здание в стиле модного в то время конструктивизма недалеко от улицы Черняховского в центре квартала под углом к линиям основной застройки. Два одинаковых корпуса с отступом друг от друга были соединены переходами по 2-му и 3-му этажам. Основная часть корпусов имела три этажа. В фасадах над двумя парадными подъездами – дополнительные этажи, были выполнены в скруглённой форме и поддерживались парой прямоугольных колонн. В здании просторные лестницы и коридоры, во всех помещениях огромные трехстворчатые окна. По тем временам – настоящий дворец среди серых барачных поселков.
В это время, совсем рядом, в доме 34 по улице Студенческой уже действовал «Студдом» – здание, в котором располагалось сразу несколько ступеней образования: начальное, средне-техническое и высшее. Еще одно название этого дома произошло от имени первого директора заведения – «школа Раевского». Учащиеся после 7-го класса переводились в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). Там за срок от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от выбранной профессии, можно было получить рабочую специальность.
Для тех, кто хотел продолжить обучение в вузе, здесь же можно было пройти подготовительные курсы на рабфаке и поступить в народный университет. К концу 30-х годов разные виды учебных заведений расселили отсюда по отдельным зданиям. А пока этого не произошло, перенаселенность «Студдома» была невероятная! Студентам, приехавшим в наш город из других районов, нужно было где-то жить. Вот для них и построили коммуну. Два корпуса поделили просто. В первом – студенты. Во втором – молодые рабочие. Там же выделяли жилье молодым семьям с детьми.
За пару лет до этого, государство взяло установку на «максимальное обобществление быта». Предполагалось, что люди, которые вместе работают, вместе учатся, вместе живут, будут так же вместе организовывать свой быт и досуг. И, если бараки в то время отличались общими кухнями, то здесь от кухонь решено было отказаться вовсе. Питание было организовано в общественной столовой. Стиркой белья занималась прачечная. В актовом зале проводились комсомольские собрания, развивалась культурная самодеятельность. Работала библиотека с читальным залом, парикмахерская, спортивный зал, узел связи. Был и «распределитель предметов потребления» – эта небольшая комната представляла собой филиал универмага.
Для семейных пар с детьми был открыт детский сад и ясли. Ставилась задача «раскрепостить» женщину не только от домашнего быта, но и от воспитания детей.
Кроме того, в коммуне был предусмотрен пункт оказания первой помощи, бюро заказов и комендатура. Во дворе коммуны организована площадка для занятия спортом.
Существовала эта идиллия совсем недолго. Уже к концу 1930 года советское правительство признало ошибочным курс на «максимальное обобществление». Хорошо, когда коммуна в городе одна – тут можно напрячься всем миром и обеспечить ее бесперебойное снабжение. Но рост числа таких учреждений лег бы тяжелой ношей на плечи государства. Все-таки проще, когда человек сам себе готовит ужин и самостоятельно стирает белье. Строительство новых коммун в стране было свернуто. А обитателям Дзержинской коммуны сделали ряд послаблений — в комнатах было разрешено устанавливать примусы и электроплитки. Со временем общественные помещения внутри коммуны стали терять свою актуальность, присоединялись к жилому фонду и распределялись между новыми жильцами общежития.
Так первая коммуна оказалась единственной и на долгие годы превратилась в заурядное общежитие для студентов ПТУ и рабочих ближайших промышленных предприятий.
В ниши дни комнаты бывшей коммуны приватизированы жильцами. Зданию присвоен статус объекта культурного наследия. Однако, внешний облик дома оставляет желать лучшего. Штукатурка на фасаде облупилась, нуждаются в капитальном ремонте коммуникации. Не трудно представить, что люди, оказавшиеся в таком жилье, не особенно задумываются о его историческом значении и мечтают рано или поздно разъехаться по отдельным квартирам.
Однако, раз уж есть в нашем городе такое легендарное место, наша задача – сохранить его для потомков. Как память о поколении, которое верило в светлое будущее. Которое строило наш город. Которое хотело, чтобы их потомки жили счастливо…
Автор проекта – Сергей Преснов
Автор иллюстраций – Илья Спиченков
Редактор – Елена Нагичева