С первых дней открытия Дом ребенка №1 был специализированным учреждением для детей-инвалидов с отклонениями в психическом развитии. Его подопечных усыновляли только иностранцы. За последние три года ситуация в корне изменилась. Теперь девчонок и мальчишек из этого учреждения усыновляют, берут на воспитание и в приемные, и в родные семьи, а также устанавливают опеку дзержинцы.
Сиреневый эльф
Так уж сложилось, что в дзержинский Дом ребенка №1 со всей Нижегородчины всегда направляли самых больных ребятишек, начиная с грудничкового возраста и до 4-х лет. И если в подобных шести учреждениях нашего региона проживает только 10-20 процентов детей-инвалидов от общего количества подопечных, то в местном Доме ребенка – 70 процентов. При чем среди детей-инвалидов местного учреждения много детишек, прикованных к постели, у которых сохранены только биологические инстинкты.
Многие воспитанники Дома ребенка №1 становятся сиротами поневоле, поскольку их мамы и папы лишены родительских прав. Есть и так называемые отказники поневоле, которых родители отставляют свое чадо еще в роддоме только потому, что ребенок может погибнуть вне стен специализированного учреждения. Родным маме и папе зачастую не под силу взять на себя расходы, связанные с дорогостоящими хирургическими операциями, лечением, уходом, реабилитацией. У отказника – подопечного специализированного медицинского учреждения – малыша с тяжелой патологией больше шансев остаться в живых. Более того, некоторых из таких ребятишек после их лечения и реабилитации забирают их же родители или ближайшие родственники.
Так, маме Алеши Куприянова в нижегородском роддоме показали крохотного мальчика и сказали, что ее сын из-за серьезной патологии брюшной полости не проживет двух-трех дней. Она написала заявление об отказе. Алеша попал в Дом ребенка №1, дважды был прооперирован в детском отделении 1-ой Градской больницы в Москве. Ему решили подыскать иностранных родителей, потому как он нуждался еще в двух операциях, которые успешно проводились за рубежом. Для этого Алешино дело направили в милицию на лишение родительских прав.
Пришедшая в отделение милиции его мама понять ничего не могла. У нее был еще один старший сын – уже студент. И когда ей сказали, что ее младший сын жив, она была шокирована.
А когда Алеше сказали, что его родители возвращаются из долгой командировки (здесь многим малышам так говорят), он запрыгал от радости, начал всех обнимать. Его забрали, сейчас он живет со своими родителями в Нижнем Новгороде.
А годовалая Женечка Сенаторова, чью маму лишили родительских прав, попала в Дом ребенка №1 с тяжелейшим, не совместимым с жизнью, пороком сердца. По словам главного врача Дома ребенка №1 Алексея Цветкова, она была похожа на сиреневого эльфа из-за синюшного цвета лица и пальчиков. Девочке по квоте была проведено обследование и сложнейшая операция на сердце в столичном Научном центре сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, после чего она резко пошла на поправку. Если раньше у малышки не было сил даже говорить, то теперь она могла петь и танцевать. О существовании Жени узнала ее родная бабушка, которая не могла слушать без слез, что пришлось пережить ее внучке в одиночку. Сейчас Женечка живет с бабушкой и старшей сестренкой.
В целом за последние два года впервые в истории этого Дома ребенка в родные семьи вернулись четверо детишек.
Пришли другие времена
2006 год стал для Дома ребенка №1 переломным. Это медицинское учреждение перешло под юрисдикцию области, здесь сменился руководитель. И ветхое на ладан дышащее детское учреждение, которое было под угрозой закрытия, начало стремительно преображаться. После трех лет капитального ремонта сегодня Дом ребенка №1 похож на теремок, в котором не совсем здоровым малышам и тепло, и светло, и уютно. В общем все было сделано для того, чтобы здесь было легко не только жить, но и побыстрее выздоравливать тем, у кого такая возможность есть.
И так уж вышло, что преобразования в Доме ребенка №1 совпали с государственной политикой, которая стала поворачиваться лицом к родителям, желающим воспитывать в своей семье ребенка, оставшегося сиротой или без попечения родителей. В Доме ребенка с 2006 года детей стали усыновлять местные жители. Так, в 2006 году всего усыновили 16 ребятишек, из них – 12 уехали с новоиспеченными родителями-иностранцами за границу, 4– остались в Дзержинске. Под опеку было взято три ребенка тоже местными гражданами. В 2007 году появились приемные семьи. В них было принято три ребенка. В тот же год из учреждения забрали еще двадцать двух малышей. В 2008 году – в приемной семье стали жить уже семь бывших воспитанников этого учреждения. Всего в тот год их ушло отсюда 26 человек.
Но все больше родителей, взявших под опеку или в приемную семью детей, стало обращаться за консультацией к специалистам Дома ребенка. Как заметил главный врач Дома ребенка Алексей Цветков, они оказались не готовы ухаживать за такими детьми.
Между тем, во многих российских регионах стали развиваться службы сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, которые длительное время находятся в государственных учреждениях, а также приемной семье.
В Доме ребенка №1 в этом году также была создана аналогичная комиссия Родителям будущей приемной семьи специалисты из комиссии по сопровождению дают консультации по разным вопросам: по здоровью малыша, его режиму дня, а также и по вопросам воспитания. А самими воспитанниками специалисты-педагоги, врачи, психологи занимаются сообща, проводят интеллектуальные занятия. Благодаря комплексному подходу развитие ребенка идет быстрее. А значит, ребенок-инвалид раньше реабилитируется и скорее обретает родителей.
Сегодня в Доме ребенка идет интенсивная подготовка материальной базы для реабилитации. Так, для этих целей здесь оборудован, пока единственный в Нижегородской области, кабинет сенсорного лечения. Дело в том, что здешние ребятишки, в отличие от своих сверстников, воспитывающихся в семьях, не знают, например, как гремит гром. С помощью сенсорной комнаты им предстоит познакомиться с новыми ощущениями.
Вместо послесловия
По словам Алексея Цветкова, в рамках развития деятельности, связанной с сопровождением детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и приемных семей был заключен договор с московским фондом « Дети наши». Согласно договору, впервые в России на базе дзержинских Домов ребенка №1 и №2 проходит семинар по вопросам, касающимся сопровождения детей и приемных семей. В конце сентября состоится его третий этап (всего их будет четыре).
Лекции в рамках программы «Шаг навстречу» по детскому питанию, уходу и так далее будут читать ведущие специалисты Санкт-Петербургского института раннего вмешательства. Программа его ведущих специалистов основана на разработках ведущих стран: США, Швеция, Австрия, Великобритания.
Фонд «Дети наши» на эти семинары приглашает также специалистов: медиков, педагогов, юристов для организации и обучения волонтеров, желающих работать в Домах ребенка. В перспективе в сопровождении куратора-педагога они будут гулять, общаться с подопечными.
Как сообщил Алексей Цветков, одновременно региональное министерство здравоохранения совместно с Нижегородской епархией утвердило законодательную базу и разработало программу, в рамках которой Дома ребенка смогут работать с волонтерами.