Как вы помните, в начале октября, в рамках декады пожилого человека, Виктор Портнов встретился с ветеранами города.
В новостных лентах тогда промелькнуло одной строкой сообщение, что градоначальник ответил на вопросы старейшин Дзержинска, выслушал их пожелания и рекомендации по подготовке празднования 80-летия города. А на прошлой неделе почетный ветеран Зоя Михайловна Припорова обратилась к нам в редакцию с просьбой еще раз озвучить проблему, которую она подняла на той встрече…
Речь идет о трех памятных досках, которые краеведы надеются не установить даже, а восстановить в тех местах, где они прежде висели. Так, две из них встречали посетителей мэрии. Одна приветствовала входящих известием, что строение, на порог которого они ступили, – это первое в нашем городе административное здание, заложенное 7 ноября 1929 года. На другой можно было прочитать о том, что с балкона этого самого дома 21 ноября 1937 года выступал знаменитый летчик-испытатель Валерий Чкалов.
Третья доска, как зарубка на память, не давала забыть обитателям той части города, которая раскинулась на берегу Окского затона, что именно здесь, каждое лето с 1889 по 1898 годы, снимал жилье Александр Степанович Попов – известный русский ученый, изобретатель радио.
Его семья останавливалась в Растяпине в небольшом деревянном доме на улице Просвещенской, которая позднее и получила имя своего славного жителя. Здесь же, в доме Цыбина, 12 июня 1891 года родилась старшая дочь Попова – Раиса. На этом доме и была установлена памятная доска.
Но дом был снесен, доску перенесли на многоэтажку, которую выстроили на этом месте. А потом она и вовсе исчезла. После настойчивых поисков и череды чудесных совпадений краеведам удалось отыскать мраморную плиту – почему-то в подвале узла связи. Она была в плачевном состоянии, и художник Геннадий Коряков взял на себя заботу о реставрации. Но время шло, Геннадий Васильевич умер, а решение о возвращении памятной доски на прежнее место так и не было принято.
С тех пор административная команда сменилась три раза, но изменений никаких не происходило, хотя общественная организация «Краеведы Черноречья», которую возглавляет Зоя Припорова, при любом удобном случае поднимала и поднимает этот вопрос. Вот последний раз – на встрече мэра с ветеранами.
Зоя Михайловна как будто уже не верит, что здесь что-то изменится, и горько вздыхает: «Может быть, зря я так отстаиваю эти памятные доски? Может быть, это действительно пустая трата денег?» Что ж, может, кто-то так и считает. Но вот разговаривала я с воспитателем детского сада №28, который расположен как раз на улице Попова, – Мариной Владимировной Пузач, и она поведала, что детям очень важны документальные свидетельства времени для восприятия истории родной страны как части своей собственной жизни.
Даже фотоснимки здесь несут дидактический заряд – недаром же существует традиция фотографироваться в тех местах, к которым хочется быть причастным. А мемориальная доска на твоем родном доме – это то, что может заставить, во-первых, гордиться Родиной, во-вторых, погрузиться в историю, чтобы узнать, что происходило с тем, великим твоим земляком, в-третьих, пойти по его стопам – например, изучать физику, как в случае с Поповым. Пустяк, казалось бы, – мраморный квадрат и несколько слов на нем, но он может стать тем камнем, на котором будет выстроено образование маленького гражданина.
Уроки истории, которые могут преподать памятные доски, важны и взрослым людям. Прочитает чиновник про Чкалова у входа в администрацию и, может быть, вспомнит, что когда-то, где-то он слышал про тот морозный день 21 ноября 1937 года, когда простуженный кандидат в депутаты Верховного Совета в очередной раз выступал перед своими избирателями Горьковского округа. Как заметил Валерий Павлович в 30-тысячной толпе седоусого старика в форме речника и, сбежав вниз, обнял его и крикнул: «Это же товарищ Бармин, мой бывший капитан парохода «Баян», на котором я кочегарил, плавая по Волге!» И это не было пиаром, как и то, что не мог Чкалов разговаривать с людьми в шапке – так и стоял на 30-градусном морозе простоволосый. На том самом балконе администрации, который выходит на площадь Дзержинского. Того самого здания – первого административного, 1929 года закладки.
Неплохо вспомнить чиновникам и о том, как помогал Валерий Чкалов своим избирателям. Недолго он пробыл депутатом – погиб в декабре 1938-го, но успел, однако, выхлопотать многодетной семье Трофимовых квартиру. И это только в Дзержинске – а округ тогда включал всю область.
А по большому счету, тут даже рассуждать не о чем. У нас в городе не так много энтузиастов, как Зоя Михайловна Припорова, которые словно крест несут воспитание в детях таких тонких чувств, как любовь к Родине, благодарность ей, гордость за соотечественников, за земляков. И если педагог, краевед, патриот такого уровня говорят, что памятные доски необходимы, значит, это так и есть, значит, нужно просто пойти и выполнить наказ. Ну или расписаться в собственном равнодушии к родному городу, его прошлому и будущему.
На встрече с ветеранами мэр, кстати, не сказал по этому вопросу решительного «нет». Посмотрим.
Евгения ПАВЛЫЧЕВА