Новости Компании Афиша Фото Видео

От марта к октябрю

От марта к октябрю

На выборах, которые прошли в российских регионах (в том числе и в Нижегородской области) в марте этого года, партия «Единая Россия» потеряла по сравнению с октябрем 2009 года до 10-15% голосов.
 
Как этот факт повлияет на выборы в Дзержинске в октябре 2010 года? — такой была одна из тем, которые обсуждали эксперты на дискуссионной площадке в ДПИ.
В повестку круглого стола были поставлены следующие вопросы:
Итоги муниципальных выборов 14 марта 2010 года в России и Нижегородской области.
Тенденции и перспективы развития моделей местного самоуправления Нижегородской области после 14 марта 2010 года.
Референдум за сохранение прямых выборов мэра города Дзержинска и его влияние на политические процессы.
Прогнозы итогов муниципальных выборов в Дзержинске и Нижнем Новгороде осенью 2010 года.
Политические лидеры города были представлены за круглым столом практически полностью. Присутствовали руководители местных отделений «Единой России» Сергей Алексеевич Шамин, КПРФ — Сергей Александрович Лесков, «Правого дела» — Сергей Львович Преснов. От «Справедливой России» был Владислав Викторович Мозжаров (правда, когда брал слово, он неизменно подчеркивал, что говорит от себя лично, а не от партийной организации или думской фракции).
Участвовали в беседе постоянные участники дискуссионного клуба депутат ОЗС Виктор Федорович Сопин, депутат Городской думы Алексей Анатольевич Калигин, социолог, старший преподаватель Дзержинского филиала Волго-Вятской академии государственной службы Александр Евгеньевич Ефимов, кандидат исторических наук, доцент ННГУ Дмитрий Юрьевич Кривцов.
Гостями клуба были политологи Валентина Петровна Бузмакова и Максим Валерьевич Захаров.
Как всегда, вел заседание Игорь Юрьевич Соловьев, кандидат политических наук, доцент ДПИ НГТУ. Он выступил с информацией об итогах мартовских выборов. Александр Евгеньевич Ефимов предложил вниманию собравшихся итоги социологических исследований, которые проводились накануне выборов и после них. Он особо подчеркнул тот факт, что партия «Единая Россия» получила в процентном отношении депутатских мандатов значительно больше, чем голосов избирателей. Об этом говорили и другие участники встречи.
 
В «Единой России» хотят узнать правду?
 
Двое из экспертов приняли участие в мартовских выборах-2010 в качестве организаторов, то есть видели течение избирательной кампании с очень близкого расстояния. Их сообщения были весьма информативными. Именно они разъяснили на конкретных примерах, почему мандатов у ЕР больше, чем голосов.
В последнее время «Единая Россия» набирала 65-70% голосов. И вдруг — 40-45%…
Захаров. А большего процента никогда и не было. Всё остальное — очень жесткий административный ресурс. От «загона» избирателей с производств и контроля голосования до прямого вброса или переписывания бюллетеней.
В марте этот ресурс не был, конечно, исключен полностью, но он значительно сократился. «Сверху» было дано указание: на кандидатов от оппозиционных партий не давить, с выборов не снимать.
Многие кандидаты от «Единой России» восприняли это как предательство, потому что расчет на административный ресурс был очень сильный. «Отмашка» прошла и по силовым структурам: прокуратура, милиция, суды получили четкую установку: что бы ни делали кандидаты от других партий, они не должны быть сняты с голосования. В «Единой России» просто плакали: ну, как же так, мы написали двести заявлений о нарушениях, а на них не реагируют.
Так что реального уменьшения числа голосов нет — есть понижение за счет выбивания административного ресурса. Это и позволило другим партиям пытаться забрать часть голосов.
 
Примечание. Максим Валерьевич Захаров не впервые наблюдал избирательный процесс изнутри, потому его выводы очень значимы.
Что же произошло? В руководящих эшелонах партии решили узнать, какова истинная картина на местах, каков действительный авторитет партии?
 
Захаров. Что касается явки на выборы, то она всегда крутилась около 50% на любых выборах. Прослеживается четкое осознание половины избирателей, что от них ничего не зависит, и на выборы они не идут. Половина пришедших, то есть 25% от числа всех избирателей, голосуют за «Единую Россию», остальные 25% делятся между КПРФ, «Справедливой Россией», ЛДПР. При выбивании административного ресурса «Единая Россия» потеряла около 5, 8, 10%. Эта доля не ложится на основные партии-претенденты, а идет партиям — политическим аутсайдерам. До порога в 7% они недотягивают, депутатских мест не получают. Мандаты делятся между победившими партиями пропорционально полученным голосам. Поэтому и складывается такая картина: голосов 45%, а мандатов — 70-75%.
В регионе, где я работал, ЛДПР и «Яблоко» согласно опросам набирали 5-6%, никакой угрозы для «Единой России» они не представляли. И вдруг аутсайдеры набирают больше 7%! Часть мандатов уходит к ним.
При подобном развитии событий в Дзержинске «Единая Россия» вполне может лишиться большинства в Думе.
Шамин. Как бы то ни было, у нас в области «Единая Россия» получила в марте 71,55% мандатов.
Сопин. Чтобы сохранить нынешний уровень представительства в Городской думе, партийной организации придется серьезно поработать. Это будет непросто. Не первый раз звучит здравая идея чистых, честных выборов. Но в обозримом будущем, на мой взгляд, честных выборов не будет — таких, какие были в начале 1990-х. Я, по крайней мере, не доживу до них.
Лесков. О каких честных выборах можно говорить, когда нет доступа к средствам массовой информации? Мы 1 мая проводим большой митинг протеста. Всё по закону, заявка есть. Я хотел дать объявление по телевидению. За плату, естественно. А мне директор телекомпании Пронин говорит: обратись к Артамонову. Если он разрешит, дадим объявление. Это официально было! Потому что на какое-то количество лет Артамонову передали наше телевидение. Этой группировке важен только бизнес, о населении там думают только тогда, когда оно нужно на выборы. Вот еще 25 апреля население понадобится — у него хотят что-то спросить вроде бы.
В Дзержинске выйти на экран телевидения невозможно. Выступаю я на заседаниях Думы или не выступаю — все равно не покажут. А если и покажут, то весь смысл сказанного извратят.
Бузмакова. Да, со средствами массовой информации везде дела обстоят неважно. Но в Дзержинске ситуация особенно тяжелая. Все СМИ оказались в подчинении одной группировке.
Лесков. У меня нет противоречий с личностями, я каждого представителя, руководителя другой партии уважаю. Давайте бороться идеологически, давайте не будем бороться друг с другом как с личностями.
Сопин. Не помогут никакие соглашения. Сегодня результаты выборов не отражают реальные настроения в обществе. Это нас дезориентирует. Это плохо в целом для общества, это плохо для правящей партии. Получили результаты не совсем праведными методами — и успокаиваемся: да, всё хорошо.
Кривцов. Между тем ничего хорошего нет. Я тоже принимал участие в выборах в одном из российских регионов. «Единая Россия» стала прикрытием для многих кандидатов, которые в принципе имеют неплохой личностный, финансовый ресурс. И хотя регистрируются как единороссы, объявлять об этом не спешат, перед электоратом выступают как самовыдвиженцы и даже в листовках не пишут, что идут от «Единой России». Так что победу таких кандидатов вряд ли можно считать победой партии. Картина очень искажена.
Перестает работать социология. Накануне выборов один из претендентов от оппозиционной партии показывает при социологических опросах неплохой показатель, а на выборах проваливается. Потому что его избиратель просто не пришел на выборы. Кто пришел? Пришли организованные группы. Вся поголовно милиция пришла. Национальные меньшинства пришли. Цыгане, например, потому что в той же милиции им пригрозили: попробуйте не придти и не проголосовать так, как надо. Сработал не просто административный — милицейский ресурс. Наблюдателей от оппозиции просто сажали в машину и увозили в милицию. Там ничего плохого не делали — просто держали определенное время, пока с выносной урной ездили.
Ситуация перестает быть прозрачной и просчитываемой, работать приходится вслепую. Партийные бренды не работают, персоны идут с собственными ресурсами и не отождествляют себя с партией. А главный вывод: организованное меньшинство будет бить неорганизованное пассивное большинство.
Шамин. Что ж, постараемся учесть ошибки — и чужие, и свои собственные. Время еще есть и для анализа, и для выработки тактики и стратегии.
Лесков. Не знаю, что за указание сверху было. Может быть, оно по другим областям прошло? У нас как давили оппозиционные партии, так и продолжают давить. На мартовских выборах каждого пятого снимали с выборов. Не только коммунистов. Каждого пятого! 550 человек в общей сложности сняли. Со «Справедливой Россией» так же поступали. Вызывал начальник и говорил: или снимай свою кандидатуру, или вот приказ об увольнении с работы.
Мозжаров. Мы следили за ходом выборов в Володарске, помогали. У «Справедливой России» там результат хороший — мы получили 15%. Но давление действительно было, угрозы были. И после выборов давление будет. Будут предлагать перейти из «Справедливой России» в «Единую» — будут стараться «исправиться» и довести число депутатов-единороссов до среднеобластного процента. Уже предлагают.
Лесков. В Шахунье КПРФ вообще добилась феноменального результата. Но давление было немыслимое! На телевидение тоже, естественно, не пускали. Я разговаривал с руководителем, спрашивал, как работали. Только встречи с людьми. Закрепили за членами партии улицы — и встречались, встречались с избирателями. Сначала люди пугались: ой, угля не дадут, электричество отрежут — уже грозили. Потом ничего, разговор складывался. По три, по четыре раза встречались — и вот результат. И в Володарском районе мы взяли 35%.
 
Кого двигать будем?
 
Еще один вопрос, который вызвал большое оживление, был такой: пойдет ли на выборы действующий глава Дзержинска Виктор Валентинович Портнов и велики ли его шансы быть избранным на второй срок.
Сопин. Виктор Валентинович составит серьезную конкуренцию любому кандидату. А его шансы на избрание я бы оценил, как 50 на 50. Всё зависит от того, какие фигуры рядом появятся. На сегодня перспективы у него хорошие. Но к октябрю ситуация может измениться.
Шамин. Будут проводиться внутрипартийные праймериз, они покажут, кого «Единая Россия» будет предлагать на этот пост.
Соловьев. Ситуация в любом случае осложняется тем, что все еще не снят с повестки вопрос с изменениями Устава города. Ваше предложение, Сергей Алексеевич, провести референдум за счет внебюджетных средств не подходит. Финансирование не за счет бюджета лишает референдум законной силы. И откуда взялась цифра — 5 миллионов рублей? Ведь предполагается, что референдум будет проходить в октябре одновременно с выборами.
Бузмакова. При всех уставных спорах надо еще посмотреть, как будет работать в области институт сити-менеджеров. Пока те назначения, что идут, не в пользу губернатора, рьяного сторонника изменений Устава. Не те люди назначаются на местах.
Преснов. Есть еще один подвешенный вопрос: будет ли меняться состав дзержинского политсовета «Единой России». Виктор Федорович и Сергей Алексеевич [Сопин и Шамин] оказались там в очень неоднородной компании.
Лесков. Я на 99,9% уверен, что выборы будут прямыми. По-моему, об этом уже можно больше не говорить. Но очень опасная тенденция в том, что Портнов очень активно готовится к выборам, проводит встречи с коллективами. Рассказывает, что всего на 8,5% тарифы поднялись. Получается, что мы все с вами — безграмотные люди и не понимаем, насколько в действительности поднялись тарифы. А народ сидит, в ладошки хлопает. Бюджет первого квартала перевыполнен на 15%, докладывает Портнов, — народ опять хлопает. А то, что 500 миллионов рублей долга у города, об этом мэр молчит. Он же ведет город к банкротству!
Преснов. Пойдет или нет Портнов на выборы, будет зависеть от того, останется ли губернатором Шанцев и поддержит ли он Портнова. Он может и не поддержать, если Портнов прокатит его с Уставом. Но если губернатором станет Антонов — а об этом в Нижнем вполне открыто говорят, то в этом случае ясно, кто будет кандидатом в мэры Дзержинска от «Единой России».
(И — словно шелест прошел за столом — «Многое будет зависеть от того, будут ли «посадки». Уголовных дел много, но все они спускаются на тормозах»).
Бузмакова. Владислав Викторович [Мозжаров], а вот есть разговоры, что «Справедливая Россия» хочет пригласить на выборы в Дзержинск вашего областного лидера Бочкарева Александра Анатольевича…
Мозжаров. Всё возможно. Баллотировался же от Дзержинска в Госдуму москвич Лисовский…
Преснов. У меня вот какое предложение. Кого бы ни назначили губернатором, чем больше оппозиционных кандидатов в мэры заявится, тем больше шансов на то, что в первом туре Портнов не победит. Я предлагаю всем оппозиционным лидерам пойти на выборы мэра. «Правое дело» может выставить сразу двух кандидатов — ничего странного и абсурдного в этом нет.
На первом этапе мы растягиваем голоса, и Портнов не побеждает в первом туре. Кандидат, который наберет наибольшее число голосов, поддерживается всеми остальными, побеждает во втором туре, и в нашем городе создается коалиционная администрация народного доверия. Каждый из кандидатов, набравший достаточное число голосов в первом туре, получает должность заместителя мэра в зависимости от того, на чем он специализируется.
Бузмакова. Дзержинск показывает великолепный пример объединения разных сил, разных партий на неприятии сегодняшней власти. Но самое удивительное, что вот при таком единодушии политических сил на диалог с ними никто не пошел. Ни губернатор, ни его министр Цапин. Только давление! Областная власть полностью расписалась в своей бесполезности и в неумении действовать. И «Единая Россия» нижегородская не пошла на диалог. Всё знали, но не хотели действовать. Если вам к октябрю действительно удастся объединиться — уже на выборной платформе, вы покажете замечательный пример. В Нижнем Новгороде действует схема, а здесь у вас — люди.
 
Анфиса ГЛУШИХИНА

Интернет-газета АПРЕЛЬ

Свежие новости

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.