Скоро на рассмотрение депутатов Городской думы поступит проект бюджета 2010 года. Его параметры весьма жесткие, можно с уверенностью говорить, что нас ждет сокращение объемов финансирования практически всех сфер жизнедеятельности города. А потому бюджетные дебаты ожидаются бурные.
Между тем до сих пор не утихают споры относительно бюджета 2009 года, который всего лишь два месяца назад депутатам пришлось секвестрировать. Кто виноват в случившемся? А главное, что делать, дабы такой неприятности не случилось в будущем?
Незадолго до думских прений корреспондент «Репортера» встретился с руководителем городского департамента финансов Юлией АБЫЗОВОЙ для того, чтобы обсудить исполнение городского бюджета нынешнего года, допущенные ошибки, в общем, подвести предварительные финансовые итоги года и, конечно, поговорить об основном финансовом документе будущего года.
– Юлия Юрьевна, городской бюджет 2009 года по сравнению с бюджетами предыдущих лет выглядит почти экстремальным. В целом наша финансовая система неплохо справилась с испытанием кризисом: не было случая вовремя непроведенного платежа или задержек по выплате заработной платы бюджетникам. Однако сокращения доходных и расходных статей бюджета (секвестра) городским властям избежать не удалось. Кризис ударил по городскому хозяйству больнее, чем предполагалось в конце прошлого года?
– Я бы так не сказала. Серьезный дефицит бюджета образовался по нескольким причинам. Так, городская казна в 2009 году не досчиталась 86 миллионов рублей земельного налога от завода имени Свердлова. И кризис здесь ни при чем. Просто руководство предприятия через Управление федеральной налоговой службы по Нижегородской области добилось того, что земли предприятия признаны оборонными и выведены из-под налогообложения.
Но и финансово-экономические неурядицы, конечно, сыграли свою роль. В частности, не выполнен план по сбору налога на доходы физических лиц. Предусматривалось, что в 2009 году поступлений от НДФЛ будет на 30% больше, чем в 2008 году. Дело в том, что, по существующим правилам, при формировании бюджета мы должны учитывать прогнозы экономистов. А они еще в середине прошлого года предсказывали рост экономических показателей, увеличение объемов выпускаемой продукции, а значит, и доходов населения. Но роста, как известно, не произошло.
В принципе, к моменту принятия бюджета у нас, конечно, уже были серьезные сомнения в том, что НДФЛ удастся собрать в полном объеме. Именно поэтому городской департамент финансов изначально настаивал на осторожном варианте бюджета, предостерегал от его раздувания. Если бы к нам тогда прислушались, то, даже несмотря на недобор налоговых доходов, мы бы обошлись без секвестра.
Однако во время рассмотрения основного финансового документа в Городской думе его доходные и расходные статьи были увеличены по сравнению с первоначальным вариантом на 88 миллионов рублей. Предполагалось, что эти деньги удастся выручить от продажи муниципального имущества и реализации инвестиционных контрактов.
– Внимательный читатель, думается, еще помнит дебаты годичной давности по этому поводу. Департамент финансов тогда настаивал на том, что приватизация не может дать городу более десяти миллионов рублей. Депутаты считали эту цифру заниженной и обвиняли администрацию в том, будто она не хочет предпринимать мер по наполняемости бюджета, а просто идет по пути наименьшего сопротивления.
– Рынок недвижимости первым отреагировал на кризис и начал проседать. Уже в конце прошлого года стало понятно, что желающих приобрести муниципальное имущество по ценам, за которые город готов его продавать, будет немного. Но не все смогли в это поверить после двух предыдущих лет финансового изобилия, когда доходы городского бюджета от приватизации исчислялись несколькими сотнями миллионов рублей.
Между тем, по данным КУМИ, за девять месяцев нынешнего года доходы от продажи объектов недвижимости, включенных в программу приватизации в 2009 году, составили чуть больше 6 миллионов рублей. Это вместо запланированных почти ста миллионов. Хорошо еще, что приватизационные «доходы» не были расписаны по конкретным расходным статьям. Благодаря этому доходная часть бюджета была секвестрирована на 358 миллионов рублей. А расходная – только на 216 миллионов.
Нам повезло, что часть выпадающих доходов мы сможем компенсировать за счет того, что областные власти полностью взяли на себя расходы по строительству в Дзержинске физкультурно-оздоровительного комплекса. В результате наш бюджет сэкономил 45 миллионов рублей.
Очень хорошо, что ни у бюджета, ни у конкретных объектов социальной сферы не образовалось реальной кредиторской задолженности. Однако в этом году у Дзержинска вырос внутренний долг – нам пришлось брать кредиты. Это был практически единственный способ свести концы с концами.
Мы заняли около 450 миллионов рублей сроком на три года, причем на очень хороших условиях – под 16% годовых. Сегодня занять «длинные деньги» менее чем под 21-22% – большая удача. Нам помог высокий кредитный рейтинг города.
Потрачено пока 210 миллионов рублей заемных средств.
Бывает и хуже
– Удивительно, но, несмотря на все вышеперечисленные проблемы, наш город считается наименее пострадавшим от кризиса в области. Выходит, у соседей дела обстоят еще хуже?
– В целом Дзержинск, действительно, относительно легко переживает кризис. Собственные доходы нашего бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизились менее чем на 13%. Для сравнения: доходы бюджета Нижнего Новгорода упали почти на 25%, Сарова – почти на 30%, а Выксы и Городца – на 32%.
Да, у нас резко сократились доходы от продажи муниципального имущества, но зато налоги в Дзержинске собираются практически в том же объеме, что и в прошлом году, в том числе и НДФЛ. Нет роста, но нет и спада.
– Получается, что дзержинская экономика оказалась более приспособленной к кризису, чем экономика других городов Нижегородчины?
– Получается, так. Наша промышленность свой самый страшный кризис пережила еще в середине девяностых годов прошлого века. Это тот самый случай, когда говорят: «Нет худа без добра». Большая химия тогда фактически закончила свое существование, переродилась в средний и мелкий бизнес. Вместо заводов-гигантов появились небольшие производства с большей рентабельностью и низкими издержками, способные приспосабливаться к меняющимся экономическим условиям, подстраиваться под требования рынка. Значительно расширилась сфера экономической деятельности. Произошла та самая диверсификация, о которой сейчас так много говорят на высшем уровне.
И то, что налоговые поступления в бюджет не сокращаются, говорит о том, что дзержинский бизнес живет. Более того, у нас есть основания полагать, что количество субъектов малого предпринимательства за прошедший год даже немного увеличилось. И если мы будем вести грамотную, взвешенную, сбалансированную финансовую политику, то сможем с наименьшими потерями выйти из кризиса.
Оптимизация неизбежна
– Иными словами, в ближайшее время нужно жить по средствам, потуже затянув пояса. Бюджет 2010 года, который разработан департаментом финансов и вскоре будет рассматриваться в Гордуме, по своим параметрам еще меньше, чем уже секвестрированный бюджет нынешнего года. В общем и целом, расходы казны сокращены на 200 миллионов рублей.
– Мы исходили из жизненных реалий. Если вдруг в будущем году и случится экономический рост, то очень незначительный. В этом году мы еще могли позволить себе некоторые расходы, не подкрепленные доходами, за счет наращивания внутреннего долга, но дальше продолжать эту практику слишком опасно. В связи с этим большинство сфер жизнедеятельности города – транспорт, экология, дорожное строительство, благоустройство, содержание лесов и так далее – будут финансироваться в минимальном объеме. В меньшей степени сокращения коснутся социальной сферы, но и она по сравнению с нынешним годом недополучит приблизительно сто миллионов рублей.
– А может, стоит поискать дополнительные способы пополнения бюджета? В частности, администрацию нередко упрекают в том, что она плохо собирает земельный налог. Что из-за волокиты с оформлением земельных участков налогом облагаются более 2% муниципальных земель.
– Не знаю, откуда такая информация. По моим данным, налогом облагаются не менее 12% земель городского округа. Не так уж мало, если учесть, что почти половина нашего земельного фонда занята лесами. Прибавьте к этому дороги, межпоселенческие земли, дворовые территории, которые не подлежат налогообложению.
Что касается оформления участков, то в этом процессе принимает участие не только администрация, но еще и многие областные и федеральные структуры. В этом деле не все от нас зависит. А межевание земель – сложная и долгая процедура. Когда границы согласуют два соседа, особенно юридических лица, бывает, требуется решение нескольких судебных инстанций, чтобы они пришли к общему знаменателю. И тем не менее, количество налогооблагаемых земель за два последних года увеличилось почти на 23%. Разве это плохой результат?
Но потенциал, действительно, еще не исчерпан. И постепенно доходная часть бюджета будет увеличиваться за счет земельного налога. Но представление о том, что «из земли» можно одним махом извлечь какие-то сказочные прибыли, не соответствует действительности.
– Иными словами, в ближайшем будущем не стоит надеяться на значительное улучшение ситуации с бюджетным обеспечением.
– Хотим мы этого или нет, но нам придется думать не только об увеличении доходов, привлечении инвестиций, но и об оптимальном распределении тех средств, которые у нас есть. Эффективность расходования бюджетных денег, увы, порой оставляет желать лучшего, особенно это касается социальной сферы. И нам сейчас нужно решать, прежде всего, эту проблему.
Ведь если наша экономика диверсифицировалась и благодаря этому остается на плаву во время кризиса, то социальная сфера осталась прежней, по сути, – советской. Она подобна гигантам советской индустрии, попавшим в рыночные условия, – издержки колоссальные, а отдача невысока, зачастую просто стремится к нулю.
В бюджетные учреждения вкладываются немалые деньги, а каков результат? В поликлиниках очереди за талончиками, в школах и детских садах многие ремонтные работы делаются за счет родителей, библиотечные фонды пополняются плохо.
Дело доходит до абсурда: услуга дополнительного образования детей обходится городской казне в несколько раз дороже, чем основного. А ведь чем она дороже, тем меньше детей муниципалитет может ею обеспечить.
В условиях кризиса, когда каждая копейка на счету, власть просто обязана рачительно распоряжаться теми деньгами, которые она в виде налогов изымает у населения. Тем более что, как мне кажется, большинство горожан понимают: дальше так продолжаться не может.
Издержки необходимо снижать за счет более грамотного управления, применения новых технологий. Тогда и эффективность повысится сама собой.
– Насколько я понимаю, именно эти цели преследовала реформа муниципальных финансов, разработанная вашим департаментом, в частности, – введение подушевого финансирования с января 2009 года.
– Пока оно применяется только в сфере среднего школьного образования.
– Уже есть результат?
– Пока я бы оценила его на троечку. К сожалению, ментально многие руководители социальных учреждений оказались к реформе не готовы и продолжают вести дела по-старому. В итоге наша система образования в этом году потеряла 60 миллионов рублей субвенций из-за неэффективного расходования средств.
Но есть, конечно, и обратные примеры. Вообще, финансовая реформа наглядно показала, как много зависит от руководителя образовательного учреждения, его управленческих способностей и готовности применять новые методы работы. Например, в одних школах зарплаты учителей существенно увеличились за счет того, что директора оптимизировали штатное расписание, исключили из него второстепенных сотрудников, в других – все осталось по-прежнему, в том числе и доходы педагогов.
Есть у кризиса начало. Где у кризиса конец?
– Юлия Юрьевна, как по-вашему, скоро мы оттолкнемся от дна кризиса и начнем движение наверх?
– У меня такое ощущение, что наша страна сейчас по этому дну блуждает. Что касается Дзержинска, то у него в силу особенностей его экономики неплохие перспективы. Еще раз повторю, если мы не наделаем глупостей, не станем заниматься популизмом, а будем проводить сбалансированную финансовую политику, экономика скоро начнет подниматься. Но не стоит ждать чудес. Резкого – 10% и более – роста, конечно, не будет. А вот на постепенный подъем – по 1-2% в год – вполне можно рассчитывать.