Большинство сфер жизнедеятельности города в 2010 году будут финансироваться в минимальном объеме
В конце декабря депутаты Городской думы утвердили муниципальный бюджет на 2010 год. По своим параметрам (доходы – 2 миллиарда 39 миллионов 261 тысяча рублей, расходы – 2 миллиарда 191 мил-лион 652 тысячи, 152 миллиона 391 тысяча рублей – дефицит) он еще жестче, чем подвергшийся секвестру бюджет прошлого года.
Большинство сфер жизнедеятельности города: транспорт, экология, дорожное строительство, благоустройство и так далее – будут финансироваться в минимальном объеме. Иными словами, в ближайшее время бюджетным учреждениям придется еще туже затянуть пояса.
Вопреки ожиданиям, народные избранники одобрили основной финансовый документ на удивление быстро, без особых дебатов, не внеся в него никаких существенных поправок.
Председатель Городской думы Илья Поляшов предположил (подчеркнув, что это его личное мнение): утверждение бюджета на 2010 год из экономического вопроса с примесью политики, как это обычно бывает, превратилось в чисто политический. Думцы, по сути дела, голосовали за Виктора Портнова, за его способность управлять городом, подготовить главный финансовый документ и добиться его принятия Гордумой. Мэру требовалось подтвердить свой статус полновластного главы местного самоуправления после отклонения депутатами поправок в городской Устав, которые предусматривают замену выборного главы администрации на наемного сити-менеджера.
Так или иначе, но весь 2010 год городу придется жить именно по этому бюджету. Жизнь, по мнению Ильи Поляшова, будет непростой.
Финансы поют романсы
Бюджет нынешнего года называют социальным. И действительно, на соцсферу предполагается направить почти 70% собранных средств. Однако и она по сравнению с 2009 годом недополучит значительных средств. Так, финансирование сферы образования составит 91,2% от прошлогоднего, здравоохранения – 76,3%. А с учетом инфляции этот разрыв будет еще существенней.
Между тем с 2009 года, согласно требованиям Бюджетного кодекса, муниципалитет должен закупать муниципальные услуги, а не финансировать муниципальные учреждения как таковые. Причем не имеет значения, какова форма юридического лица, эти услуги предлагающего. Главное, чтобы они были качественными и недорогими.
Городской администрацией была проделана огромная работа по составлению реестра муниципальных услуг, определению их объема и стоимости. В результате получилось, что в 2010 году на их закупку городу потребуется 4,2 миллиарда рублей. А доходы казны почти вдвое меньше.
Свести концы с концами администрация решила следующим образом: сохранив объем закупаемых услуг, снизила их цену в среднем от двух до десяти раз, а в некоторых случаях – до нуля. Так, стоимость одной книговыдачи в библиотеке снизилась с 42 рублей 12 копеек до 19 рублей 7 копеек, доступ к музейным коллекциям и фондам – с 225 рублей до 130 рублей. А услуга по организации профильных и летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием стала и вовсе бесплатной.
Как эти теоретические финансовые манипуляции будут выглядеть на практике, пока мало кто понимает. «С точки зрения реальной экономики, значительного снижения цены какого-то товара или услуги можно добиться, например, не менее значительным снижением зарплат людей, их производящих. Но этого не планируется. Или должно произойти обвальное – в два-три раза – падение коммунальных тарифов, снижение стоимости бензина раз в пять. И этого не предвидится», – рассуждает Илья Поляшов.
Депутаты Гордумы обратились к областному правительству с просьбой о финансовой помощи, но надежды на нее, по мнению спикера, призрачны.
Собери налоги и спи спокойно
Ситуация осложняется тем, что, по некоторым прогнозам, едва ли администрации удастся выполнить собственный план по налоговым доходам. Слишком оптимистичным его назвал, в частности, начальник дзержинского отдела налоговой инспекции Павел Малахов, выступивший перед депутатами. По его мнению, мэрия напрасно рассчитывает на увеличение в нынешнем году фонда оплаты труда на 15% и, следовательно, на увеличение объема подоходного налога. Роста, скорее всего, не будет, а значит, казна недоберет около 100 миллионов рублей.
Не лучше дело обстоит с налогом на имущество физических лиц. Скажется недавнее решение Конституционного суда, постановившего, что ставка этого налога, если речь идет о долевой собственности, должна рассчитываться исходя из стоимости доли, а не общей стоимости имущества, как это делалось в 2008 и в 2009 годах. Налоговики ожидают вал заявлений от собственников с требованием вернуть деньги. Наверняка переплаченные средства станут зачисляться в счет будущих платежей. И хотя поступления от налога на имущество составляют относительно небольшую сумму, в нынешних условиях, когда каждая копейка на счету, и этот недобор может быть болезненным.
Под вопросом и запланированное увеличение доходов от сбора земельного налога. В прошлом году, как известно, завод имени Свердлова добился того, что из-под налогообложения были выведены земли, на которых он расположен. В этом году его примеру намерены последовать еще два оборонных предприятия. Так что бюджет может не досчитаться еще как минимум 10 миллионов рублей.
«Говорить о том, что бюджет у нас достоверный (это один из принципов его верстки), применяя терминологию Павла Малахова, очень оптимистично», – сделал вывод председатель Гордумы Илья Поляшов.
При этом основной финансовый документ составлен с предельным дефицитом – 152,4 миллиона рублей. А это значит, что в случае невыполнения доходной части бюджета придется сокращать расходные статьи.
Бюджет в реанимации
«Мне очень понравился рисунок в газете «Биржа», на котором изображен бюджет Нижнего Новгорода: человек без ноги с костылем, весь перевязанный. Наш бюджет – это больной в реанимации с капельницами, трубками, – приводит образное сравнение Илья Поляшов. – На мой взгляд, его исполнение будет проходить исключительно в ручном режиме. То есть мы вернемся к ситуации середины 90-х годов, когда какому-то муниципальному учреждению выделялись деньги конкретно на зарплату или на то, чтобы расплатиться за коммунальные услуги. Какая уж там покупка муниципальных услуг! Я думаю, что депутатам придется вносить многочисленные изменения в бюджет. Будем перекидывать деньги со статьи на статью, пытаясь прикрыть финансовые дыры».
Как полагает Илья Поляшов, нынешний скудный бюджет, с одной стороны, – это отражение объективной кризисной реальности. С другой стороны, кризис в нашей стране длится уже полтора года, и за это время администрация могла бы провести определенные структурные изменения в муниципальной экономике, выстроить стратегию более эффективного расходования бюджетных средств.
К тому же, как полагает спикер, исполнительной власти нужно более активно искать новые источники доходов. Например, денег бы добавила тщательная инвентаризация земли в Дзержинске – выявление участков, которые используются, но налогом не облагаются.
Ирина РЫЖОВА.
Комментарии