Новости Компании Афиша Фото Видео

Настрой на реформу

Настрой на реформу

Значительная часть городской политэлиты готова управлять по-новому

Менять или нет нынешнюю модель городской власти? Кто предпочтительней в роли руководителя исполнительной власти города: выборный мэр или нанятый по контракту сити-менеджер? В прошлую пятницу разговор о возможной реформе местного самоуправления продолжился на очередном «круглом столе», инициаторами которого выступили дзержинские средства массовой информации: «Репортер», «Дзержинское время», «Дзержинские ведомости», «Дзержинская панорама», телекомпания «Дзержинск», радио «Приволжье», информагентство «НТА-Приволжье – Дзержинск».

В качестве гостей были приглашены известные в городе люди, в основном, политики и бизнесмены.

Ведущий мероприятия – генеральный директор телекомпании «Дзержинск» Игорь Пронин – попросил участников оценить сначала действующую систему местного самоуправления, затем – предлагаемую, а также степень готовности города к кардинальным изменениям структуры городской власти. А оттолкнуться предложил от нынешнего социально-экономического положения города.

Случайно или нет, но сами вопросы, их последовательность подводили к необходимости перемен. Ведь радужным состояние местной экономики и социальной сферы, понятно, не назовешь. Что и констатировали собравшиеся. После этого было уже как-то нелогично хвалить существующую в городе модель власти, хотя далеко не все участники «круглого стола» были склонны связывать с ней городские проблемы. Так, например, по мнению директора Дзержинского политеха, депутата Виктора Кулепова, дело не в системе, просто хорошую форму пока не смогли наполнить столь же хорошим содержанием, а человеческий фактор не удастся сбросить со счетов при любом властном раскладе. Тем не менее, Виктор Федорович поспешил уточнить, что он не против реформы местного самоуправления. Но его тревожит то обстоятельство, что некоторые влиятельные в городе персоны уже начали предлагать на пост сити-менеджера своих людей.

Управлять городом как заводом

Вообще же, принцип выборности главы исполнительной власти населением пыталась отстаивать только депутат-коммунист Лидия Угольникова, да и то не слишком активно. На этом «круглом столе» явное большинство было у сторонников изменений. И спорили они нередко между собой, потому что некоторые аргументы особо напористых поборников института наемного управляющего городом настораживали даже их единомышленников с более взвешенной позицией. В частности, им не нравились постоянные сравнения муниципалитета с крупным предприятием, а сити-менеджера с исполнительным директором, который занимается исключительно производством и не забивает себе голову политикой.

Такими образами оперировали, как правило, представители бизнеса, а также президент дзержинской торгово-промышленной палаты Ольга Кудрявцева.

Валерий Хазин, консультант, эксперт сети «Kreml.org», помощник депутатов Законодательного собрания Нижегородской области Евгения Люлина и Валерия Осокина, даже был вынужден в связи с этим провести краткий ликбез. «Переносить бизнес-модели на государственные и муниципальные структуры опасно. Возможные негативные последствия этого хорошо известны. Рекомендую почитать литературу или поговорить с людьми, которые изучали этот вопрос. Надо быть аккуратнее с такими аналогиями».

Кроме того, даже некоторые сторонники введения института сити-менеджера сомневались в том, что ему удастся быть вне политики, особенно если учесть, что глава администрации будет сильно зависим от депутатов (политиков), а власть сама по себе – понятие политическое.

Однако, в общем и целом, большинство участников «круглого стола» сошлись во мнении, что в нынешних условиях реформа местного самоуправления пойдет только на пользу городскому хозяйству, что предлагаемая модель власти все же больше отвечает запросам сегодняшнего дня.

Наталья ПАНКРАТОВА.
№ 41 (512)

Город на пороге полного обновления политической элиты

Валерий ХАЗИН, консультант, эксперт сети «Kreml.org», помощник депутатов ОЗС Евгения Люлина и Валерия Осокина:

– Существующая в Дзержинске система управления, предусматривающая прямые выборы главы исполнительной власти – мэра, хороша для относительно безболезненной, бескровной смены не-эффективного руководителя города с помощью демократических процедур, но она плоха для подбора нового, более приемлемого лидера. Выбор народа зачастую иррационален, до демократии в западном понимании этого слова – демократии налогоплательщика – нам еще далеко. В тех странах, где она существует, налогоплательщики точно знают, каким образом распределяются перечисленные ими деньги, и скидывают власть, если считают это распределение неэффективным. У нас же пока мало истинных собственников, социальная прагматика которых формирует демократическую прагматику избирателей в Европе и Америке.

Что касается системы управления с институтом наемного главы исполнительной власти города – сити-менеджера, она не хуже и не лучше. Она просто другая. При определенных условиях этот вариант может быть очень эффективным. Но надо понимать, что ни одна модель власти не совершенна. Избавившись от одних рисков, горожане получат другие. Ничего страшного в этом нет, нужно просто их знать.

В частности, источником как огромных возможностей, так и огромных рисков является возрастающая в разы роль Городской думы. Вслед за этим возникнет и новая система зависимости местной власти от областной, а значит, от клановых столкновений, которые происходят как на региональном, так и на федеральном уровне.

Кроме того, надо быть готовым к тому, что в ближайшие пять лет в городе с большой долей вероятности произойдет тотальная смена политических элит, которая неизбежно отразится и на составе представительного органа власти. Город стоит на пороге обновления власти.

Губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ:

«Люди выиграют, получив действенную власть»

– Скоро в регионе завершится процесс формирования системы МСУ. Жителям предстоит избрать 5166 депутатов в представительные органы. Выборы пройдут 1 и 29 ноября, 13 декабря 2009 года, 14 марта 2010 года. Проведение выборов в органы МСУ намечены в 429 муниципальных образованиях Нижегородской области, в том числе в 44 муниципальных районах, 4 городских округах, 381 поселении. После избрания представительных органов из числа депутатов будут избраны 417 глав местного самоуправления (в 12 муниципальных образованиях избираются только депутаты). Кроме того, будут назначены главы администраций муниципальных образований по контракту, заключаемому в результате конкурса на замещение указанной должности. После этого процесс реформирования органов местного самоуправления в целом можно будет считать завершенным. У нас в области будет единая структура власти. Схема, когда глава МСУ избирается из числа депутатов, а глава администрации работает по подписанному на срок его полномочий контракту, более управляема и контролируема. Прежде всего, самим населением. Когда люди выбирают главу местного самоуправления прямым голосованием на 5 лет, а потом никак не могут с него спросить — это порочная практика. С депутатами же глава местного самоуправления будет встречаться хотя бы раз в месяц на заседаниях Земского собрания. Согласитесь, не дело, когда всенародно избранные главы администрации куда-то исчезают, как это случилось в Кулебакском районе. Полтора года мы управляли районом «в ручном режиме».

Уровень обеспечения населения при этом не снизился, но это делала не местная администрация. Это делали мы из областного центра, понимая, что иначе нельзя. При новой схеме все намного проще, открытее.

Депутатов избрали люди, каждый депутат встречается с населением, может объяснить, как он работает, как работает избранный депутатами глава МСУ. Работает плохо — депутаты вправе избрать другого, и не надо никаких внеочередных всенародных выборов. У нас есть главы, которые ничего не делают, но весь свой ресурс направляют только на то, чтобы все время рассказывать через СМИ, как все хорошо у них происходит.

Депутат Городской думы Андрей ГЕРАСИМОВ:

«Город не должен быть заложником одного человека»

– Для того чтобы понять, оправдала себя или нет нынешняя система управления городом, достаточно задать самим себе несколько вопросов. Мы стали лучше жить за годы ее существования? У нас бесперебойно функционирует ЖКХ, ремонтируются дворы, открываются детские клубы, в наших поликлиниках нет очередей за талончиками? (Продолжать можно очень долго.) Ответы очевидны.

В последние два-три года кое-какие успехи были достигнуты разве что в сфере благоустройства. Но за счет чего? За счет масштабной распродажи муниципального имущества. Фактически руководство города продолжает использовать тот потенциал, который был заложен еще в советское время. Но так не может продолжаться бесконечно, ведь, по сути, городское хозяйство не только не развивается, оно деградирует.

Собственно, порочная практика уже начала давать сбои. В этом году из-за кризиса программа приватизации была провалена – не нашлось предпринимателей, готовых покупать остатки городской собственности, выставленной на продажу. В результате пришлось проводить секвестр городского бюджета.

Основной недостаток существующей в городе модели власти, с моей точки зрения, в том, что всенародно избранный мэр становится неподконтрольным и избирателям, и депутатам Гордумы, и областной власти. Целый город, десятки тысяч горожан становятся заложниками авторитарной власти одного человека.

Хорошо, если он грамотный управленец, а если нет? И много ли в Дзержинске было мэров, которые, действительно, радели за интересы города и пребывание которых у власти можно назвать плодотворным? Кроме того, бесконтрольная власть, как известно, развращает, приводит к соблазну использовать служебное положение не в интересах общего дела, а в своих личных.

Предлагаемая нам сегодня система управления, предусматривающая разделение должностей главы города и главы администрации, лишена этого главного изъяна.

Устав города, в котором юридически закреплена та или иная модель власти, – это не священная корова, которую нельзя трогать. Его можно и даже нужно менять, совершенствовать, приспосабливать к существующим реалиям. Даже в Конституцию РФ при необходимости вносятся изменения. Иначе мы отстанем от жизни.

В периодической смене управленческих моделей на местах в принципе нет ничего необычного или зазорного. Это нормальная цивилизованная практика, которая широко распространена во всем мире. Ведь обстоятельства меняются. Сегодня экономика развивается, завтра впадает в кризис, и система власти должна подстраиваться под эти изменения, иначе она перестанет быть эффективной.

Конечно, у каждого муниципалитета есть своя специфика, и то, что хорошо Арзамасу, может не подойти Дзержинску. Но для того чтобы понять, какая управленческая модель из трех, разрешенных российским законодательством, оптимальна конкретно для нашего города, их надо опробовать на практике.

Не стоит пугаться изменений. В конце концов, вернуться к прямым выборам главы администрации, если вдруг по каким-то причинам возникнет такая необходимость, нам никогда не поздно.

Газета “Репортер”

Свежие новости

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.