Идя в суд, россиянин может рассчитывать только на свои силы
Недавно были опубликованы данные социологического опроса, который показал, что добрая половина населения страны не доверяет российским судам, так как они, по мнению опрошенных, работают по принципу «кто сильнее, тот и прав». В общем-то, для России такое отношение к судебной системе – практически норма. Русская пословица «Где суд, там и неправда» не вчера появилась. Это, наверняка, преувеличение, однако хождение по судам в нашей стране, действительно, порой оборачивается хождением по мукам. А сама логика функционирования всей правоохранительной системы порой выглядит как издевательство над гражданами и здравым смыслом.
…Жительница Дзержинска Елена Александровна всегда считалась единственной наследницей своей бездетной тети. Каково же было удивление Елены, когда во время процедуры вступления в наследство вдруг выяснилось, что на имущество есть другой претендент, так как незадолго до смерти тетя якобы переписала завещание, причем на человека, не связанного с ней никакими родственными узами. В суде, куда переместился спор двух наследников, молодой человек действительно представил необходимые документы. Елена считает, что все они поддельные. Тем не менее, суд вынес решение не в ее пользу.
Ничего не утверждая, отметим, что в этой запутанной истории есть несколько очень странных моментов. Например, второе завещание было составлено и подписано почему-то именно в то время, когда тетя Елены находилась в больнице в довольно тяжелом состоянии, причем у другого нотариуса, на первом завещании не сделано никаких отметок, положенных в этом случае.
Секретарь судьи посоветовал Елене обратиться в прокуратуру или милицию, мол, выявление фальсификаций – это их профиль. Однако правоохранители отказались возбуждать уголовное дело на основании решения гражданского суда, который признал ответчика законным владельцем имущества. «Так куда же мне все-таки обращаться?» – недоумевает Елена Александровна.
Другая дзержинка, Людмила, не смогла доказать в суде, что имеет право на квартиру, ответственной квартиросъемщицей которой являлась долгие годы и которую совершенно неведомым ей образом приватизировал посторонний человек.
Александр через суд добивался восстановления на работе. Но на процесс работодатель, по словам уволенного работника, принес сомнительные справки, в свидетели взял подчиненных, дававших нужные ему показания. В общем, суд Александр проиграл.
В милиции его заявление также не приняли.
За фальсификации не судят
Между тем в российском Уголовном кодексе есть статья 303, которая предусматривает ответственность за фальсификацию доказательств, в том числе и в гражданском процессе. Но за последнее время в Дзержинский городской суд, по словам его сотрудников, не поступало ни одного «фальсификационного» уголовного дела. Почему же на практике эта норма права не работает?
Дзержинские правозащитники предполагают: правоохранительные и судебные органы не реагируют на жалобы граждан, потому что сами порой являются участниками этих фальсификаций. Между тем «фальсификационная» практика сейчас очень распространена, что неудивительно, ведь за деньги можно приобрести любую справку, свидетельство, сертификат и так далее. Причем помочь пострадавшим от махинаторов удается в единичных случаях. Жертвы разного рода фальсификаторов в Дзержинский правозащитный центр обращаются регулярно, только вот помочь им очень сложно в рамках нынешних систем – правоохранительной и судебной.
А председатель Дзержинского городского суда Валерий Великанов считает, что в своих судебных неудачах граждане зачастую виноваты сами. Доказывать факт того, что одной из сторон гражданского процесса предоставлены поддельные документы, надлежит, прежде всего, другой стороне. То есть, проще говоря, хочешь вывести оппонента на чистую воду, ходатайствуй о проведении разного рода экспертиз, но учти, что оплачивать их придется из собственного кармана. И уже после того, как докажешь факт фальсификации в суде, можешь подать заявление о возбуждении уголовного дела в правоохранительные органы.
Однако случаи, когда в суде опротестовываются доказательства, единичны. Причина этого, по мнению Валерия Великанова, в низкой правовой грамотности населения, которое при этом не всегда считает нужным прибегать к помощи специалистов.
Что же касается судей, то они, по словам председателя горсуда, никому не обязаны помогать. «Стороны процесса абсолютно равны перед судом. Сегодня гражданский процесс в России – это прежде всего состязание. И не всегда в суде торжествует справедливость. Порой его выигрывает не тот человек, на стороне которого правда в обывательском понимании, а тот, кто юридически грамотней, – объясняет Валерий Викторович. – Это суд европейского образца. А что такое идеальный суд в европейском понимании? Это место, где истцу и ответчику созданы все условия для реализации прав. Они представляют доказательства, судья их беспристрастно оценивает и выносит решение».
И все же, думается, далеко нам еще до Европы. Если бы нам еще по-европейски низкий уровень коррупции, в том числе и в правоохранительной системе! Если бы европейские доходы населения! Интересно, много ли найдется безработных людей, которые, судясь с работодателем, уволившим их, смогут заказывать дорогостоящие экспертизы (например, почерковедческая стоит не менее десяти тысяч)?
Еще одна российская судебная проблема, которую отмечает доктор юридических наук, бывший судья Сергей Пашин, – конвейерный принцип рассмотрения дел, когда судье просто некогда вникать в детали.
Известный российский социолог Сергей Белановский считает, что несправедливые и даже абсурдные решения часто принимаются российскими судами даже в тех случаях, когда над ними не довлеет ничья сильная или богатая рука, а просто в силу родовых пороков системы, низкой квалификации судей и отсутствия внятной практики состязательного судопроизводства. Он выдвинул гипотезу, что основным фактором принятия судебных решений становится оценка возможностей сторон оспаривать принятое решение (по-видимому, в первую очередь оцениваются финансовые возможности, доступ к СМИ, качество привлекаемых юристов). В итоге в судах, действительно, реализуется принцип «кто сильнее, тот и прав».
Так что остается внять советам сотрудников Дзержинского правозащитного центра и быть всегда предусмотрительными и осторожными, не расслабляться, чтобы просто не попадать в разного рода неприятные ситуации.
Ирина Рыжова
Комментарии