
В Дзержинске началась реальная борьба за власть, которая завершится в день выборов в октябре 2010 года. Каждая партия и политическая группировка должны определиться — на какой идейной платформе они будут эту борьбу вести? До сих пор основным водоразделом было отношение к изменениям в уставе города Дзержинска. Сейчас же все политические силы должны посмотреть на этот вопрос сугубо прагматично: что выгоднее для достижения победы — прямые выборы мэра или избрание главы городского муниципального образования на городской думе? Изложу не корпоративную, а сугубо личную точку зрения, в правильности которой убежден
Новая стратегия Портнова
Политическая группировка мэра Дзержинска Виктора Портнова, я утверждаю это категорично, никогда не занимала жесткой позиции по уставному вопросу. Под нажимом губернатора Нижегородской области Шанцева “портновцы” неохотно склонялись к тому, чтобы внести изменения в Устав Дзержинска и избирать главу городского муниципального образования на городской Думе. Портнов и Ко рассуждали примерно так: при любом раскладе в гордуме у них будет большинство, и это обеспечит полную преемственность власти в Дзержинске. Этот проект базировался на представлении о том, что “Единая Россия” абсолютно доминирует в городе над другими политическими силами. В этом варианте также важна поддержка губернатора Шанцева, и тогда все будет решено в пользу Портнова.
При этом Виктор Портнов оговаривался, что в случае прямых выборов он является очевидным фаворитом. Но если можно сохранить власть без изнурительных всенародных выборов, то почему бы не воспользоваться такой оказией?
Идеологию преимуществ новой схемы управления городом взялся обосновывать местный олигарх Валерий Артамонов. Он убеждает всех, что только сити-менеджер, утвержденный городской Думой, может нормально управлять мегаполисом. (Видимо, это означает, что Портнов ненормально рулит Дзержинском, но он не виноват в этом. Просто ныне существующая схема плохая).
Однако мартовские выборы в муниципалитетах показали, что позиции “Единой России” не очень хороши. А в Дзержинске они еще хуже. Получат ли в «боевой» ситуации портновцы преимущество в гордуме? — вопрос сложный.
Поэтому под руготню в адрес оппозиции, которая, якобы, за прямые выборы только из популистских соображений, Портнов и его сторонники начали сложное политическое маневрирование. Во-первых, политическая группировка мэра Дзержинска напала на лидера городских “справедроссов” Анатолия Шеина, объявив его врагом №3 после депутата Законодательного собрания Виктора Сопина и депутата городской Думы Галины Савченковой. До сих пор именно голоса пяти депутатов из фракции “Справедливой России” обеспечивали хоть какую-то возможность внести изменения в Устав города. Полный разрыв с пятеркой «справедроссов» подрывает идею отхода от прямых выборов главы городского муниципального образования. Даже если для такого разрыва есть объективные или субъективные причины, зачем разногласия переводить в публичную плоскость?
Во-вторых, группа депутатов гордумы из числа «портновцев» решила поставить точку в вопросе изменений в Уставе города путем проведения опроса населения. С очень высокой степенью вероятности население отдаст голоса за прямые выборы мэра и за полноту его полномочий. Можно привезти своих людей на пункты голосования, реально купить голоса за ту или иную позицию, но это вызовет только скандал. Для чего же тогда это делается? Чтобы «забить» идею референдума по изменениям в Уставе, перехватив стратегическую инициативу в битве за избирателей? Скорее всего, нет. Опрос, инициированный Ворониным и теми, кто зависит от него и от Портнова, должен стать аргументом в диалоге с нижегородским Кремлем: для вас важнее схема выборов или победа нынешней властной группировки? Если вы нашей политической смерти хотите, то давайте дальше дергаться за изменения в Уставе супротив настроений населения. А вот, мол, на прямых выборах у Виктора Портнова реальных оппонентов нет. Да и нет шансов провести решение об отмене прямых выборов через городскую Думу, когда мы, “портновцы”, со всеми переругались. И с “желудовцами”, и с “шеинцами”, и с «демократами», и с “коммунистами”, и с “опальными единороссами”.
Вот и давайте нам согласие оставить Устав в прежнем виде, поступитесь принципами ради положительного результата. И не гневайтесь на нас. Так получилось. Просто вы не знаете, какая тяжелая публика в Дзержинске: гремучая смесь крестьян из Растяпино, зэков, строивших химические заводы, и еврейских интеллектуалов, которые налаживали химическое производство.
Логика тут у Портнова и Ко есть. Прямые выборы — это очень неприятно, но для них у действующего мэра все готово: штабы, политтехнологи, административный и финансовый ресурсы, выгодные стартовые позиции. А при рейтинге “Единой России” — в процентов тридцать — большие риски оказаться в гордуме в меньшинстве со всеми вытекающими последствиями. Вот алгоритм политической стартегии Портнова, Воронина и их свиты. А то, что из группировки выпадает олигарх Артамонов, это не так уж и страшно. Зять Портнова Павел Воронин уже вырос из политических “розовых штанишек” и не хочет делить влияние на мэра ни с кем.
Понятно, что тут нет никакой приверженности демократии. Только чистый прагматизм и расчет. И это можно понять.
“Справедливость” с Бочкаревым
Что касается фракции «Справедливой России» в гордуме Дзержинска, то во время голосований за изменения в Уставе они выступали вместе с “портновцами”. Могла ли их позиция измениться на противоположную? Да. Например, если бы у “справедроссов” появилась фигура, которая способна навязать Портнову тяжелую борьбу на прямых выборах. По нашей информации, сейчас Шеину и Ко подбрасывают идею завезти на выборы в Дзержинск секретаря регионального отделения “Справедливой России” Александра Бочкарева, который наработал эффективную технологию работы с избирателями. Теоретически это возможно, с практической точки зрения в проект “Бочкарев — мэр Дзержинска” я не верю. С другой стороны, было заметно, что на “справедроссов” негативное впечатление произвели «репрессии» против депутата гордумы Калигина из “Правого дела”, которого убрали с работы по политическим мотивам. Их явно не устраивает “диктаторство” Виктора Портнова и его окружения, и они хотят более сбалансированных отношений между исполнительной и представительной ветвями власти. Получается, что голосовали они вместе с «портновцами», но против “портновщины”?
На основании этого я полагаю, что позиция пяти «справедроссов» в городской Думе Дзержинска по уставному вопросу на 100% не определена. Они могут качнуться и в ту, и в другую сторону. Портновцы толкают их на то, чтобы они действовали по принципу: “если мэр “за”, то они “против”.
Противоположности сходятся
Коммунисты Дзержинска определились со своей позицией. Ситуация заставляет их быть оплотом народовластия. Поэтому они твердо выступают против изменений в Уставе города. И, соответственно, за сохранение прямых выборов полномочного мэра. Это политический выбор, и отойти от него Сергей Лесков и его соратники не смогут. Другое дело, что на прямых выборах от коммунистов можно ожидать всякого, вплоть до сепаратных договоренностей с «воронинцами». Антипатию Лескова к «партии власти» вызывает только Артамонов, как проводник “олигархического капитализма”. А вот с «бюрократическим капитализмом» у коммунистов, возможно, и мирное сосуществование.
“Правое дело” тоже за прямые выборы в силу приверженности демократической идеологии. Это совсем не то, что определяет позицию КПРФ, но, как известно, противоположности сходятся. У “правых” в гордуме только один голос, но он, что называется, “железный”. Ведь никто в мятежной гордуме Дзержинска так не пострадал, как доктор Калигин.
Выгодная сделка для оппозиции
Наконец, разговор о группе депутатов, которые входят в уставную оппозицию. К апрелю сего года стало очевидно, что прямые выборы в Дзержинске с высокой вероятностью выиграет Виктор Портнов. Реальная альтернатива ему так и не определена. В этой ситуации можно “не поступаться принципами”, а можно и отойти от теории, чтобы на практике противостоять “олигархическому капитализму”, «диктатуре семьи» и использовать шанс для формирования реально эффективной власти в виде широкой коалиции.
Губернатору Валерию Шанцеву нужны изменения в Уставе. Ну и хорошо. Надо идти к министру внутренней политики Цапину и договариваться. Если уставная оппозиция пообещает свои голоса за изменения в Уставе, то в итоге Портнов и Ко вынуждены будут вновь внести этот вопрос на городскую Думу Дзержинска. И под присмотром областных начальников “портновцы” проголосуют консолидированно. За такую услугу нижегородскому Кремлю (речь идет о контроле за сити-менеджером Дзержинска) можно отжать серьезные бонусы. Как в рамках «Единой России», так и вне. Например, проходные позиции в одномандатных округах без сопротивления портновских “единороссов”. В случае изменения Устава города Дзержинска у оппозиции, в особенности у Галины Савченковой, на порядок больше шансов взять власть, чем на прямых выборах. И политик должен из этого исходить.
Главное – смена власти
Надо понимать, в чем приоритетный интерес населения Дзержинска? В том, чтобы голосовать на выборах за мэра или в том, чтобы сменить власть, портновский режим и “олигархический капитализм” местного розлива? Понятно, что главное — это сменить власть. Это как в футболе или хоккее. Можно искать интерес в том, чтобы посмотреть матч не по телевизору, а на стадионе. А можно в том, чтобы матч был выигран. Если взять власть, то можно потом и прямые выборы восстановить, а вот проигравшая сторона мало на что может повлиять.
Известно, что мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов неоднократно высказывался за прямые выборы главы города. Но под давлением обстоятельств инициативно выступил за их отмену. И не имеет по этому поводу никаких комплексов. Он правильно понимает ситуацию: главное, чтобы власть не ушла к тем, кто может сделать Нижнему Новгороду плохо. Та же логика должна работать и в Дзержинске у уставной оппозиции: ситуация изменилась и надо действовать иначе.
Зачастую мы говорим о возможном переговорном процессе дзержинской оппозиции с областными властями. Но как можно достигнуть каких-то договоренностей, компромиссов, если отвергать все, что предлагает губернатор? Так не бывает. Отмечу, что мэр Дзержинска Виктор Портнов очень бы не хотел каких-то шагов навстречу друг другу городской оппозиции и нижегородского Кремля. Ведь он наверняка там доказывает, что Савченкова и Ко недоговороспособны, не хотят компромиссов. Вот поэтому это и был бы настоящий прорыв. Тем более, что изменения в Уставе Дзержинска в складывающейся ситуации выгодны “антипортновцам”.
Прежняя тактика уставной оппозиции себя исчерпала, она перестала соответствовать сложившейся ситуации. Более того, она удобна и выгодна мэру Портнову. Свои действия “портновцы”, обманывая губернатора Валерия Шанцева, постепенно переформатировали. То же самое нужно сделать Галине Савченковой с товарищами.
Комментарии