Сегодня свою 79-ю годовщину отмечал бы «Дзержинец». Помните, еще полтора года назад в нашем городе была такая газета? Конечно же, помните.
Ведь одни из вас активно сотрудничали с газетой. Другие приходили туда за помощью, советом – и зачастую получали их. Многие (в том числе и депутаты нынешней Гордумы) именно через «Дзержинец» могли излагать и отстаивать свою точку зрения, не совпадающую с официальной, могли полемизировать друг с другом. Нередко именно «Дзержинец» напоминал горожанам о земляках, оказавшихся в силу обстоятельств в политическом изгнании и человеческом забвении.
Для газеты не было избранных и не было неприкасаемых. «Дзержинец» старался быть разносторонним, объективным, никогда не опускаться до желтизны и пошлости. Старался служить городу и горожанам, а не прислуживать властям предержащим.
Думаю, что именно в этом – в отношении к властям предержащим, – а отнюдь не в финансовой несостоятельности или непрофессионализме коллектива (удобное объяснение, не правда ли?) и кроется основная причина того, что нет сегодня в Дзержинске «Дзержинца». Нет газеты, с которой родился и вырос город.
Зато есть одноименный торговый центр – дело рук, вернее, финансов, последнего хозяина газеты. Равноценная замена? А это вопрос, я бы даже сказала, интимный. Ведь каждый выбирает для себя: «дьяволу служить или пророку», доносить до людей правду, пусть даже в ущерб своей мошне, или получать прибыль, променяв газету на магазинище и одобрение власти.
Впрочем, не об этом речь. А о том, что нет в Дзержинске газеты – ровесницы города. Практически в каждом серьезном и достойном муниципальном образовании есть, а в Дзержинске нет. А ведь была, и именно из нее вышли многие нынешние – и не только местные – журналисты. Надеюсь, большинство из них, как и я, добрым словом вспоминают воспитавшее нас издание, искусственно умерщвленное в годы правления Дзержинском неким господином Портновым.
Я отдала «Дзержинцу» 15 лет жизни. Согласитесь – немало. На моем журналистском веку в нашем городе сменилось пять мэров, четыре состава Городской думы. Отношение у власти к «Дзержинцу» все эти годы было весьма неоднозначным. «Дзержинец» отвечал ей тем же. Но при всей этой неоднозначности отношения были уважительными, как у самодостаточных субъектов друг к другу.
Власть неоднократно предпринимала попытки выпускать свою, лояльную газету. И выпускала. Помню, одно время даже «Новый дзержинец» выходил. Ну и что? Это ведь было своего рода признанием властью нашей силы, независимости от нее и попыткой в конкурентной борьбе ослабить наши позиции на медиарынке. Но именно в конкурентной борьбе, что в определенной степени свидетельствовало о порядочности и силе ТОЙ власти. Подчеркиваю – ТОЙ, но ни в коем случае не нынешней, исполнительной во главе… сами знаете, с кем.
Господин Портнов стал мэром Дзержинска осенью 2005 года. В некоторой степени приложил к этому руку и «Дзержинец». Но в том-то и дело, что только в некоторой степени. Многие наши журналисты не хотели видеть Портнова во главе Дзержинска и не скрывали своей позиции, писали во время выборов антипортновские материалы. Не исключено, что именно этого вновь избранный мэр и не смог простить газете.
Итак, в октябре 2005 года во главе Дзержинска встает его нынешний градоначальник. Встает, и скоро в городе начинает происходить что-то странное с более-менее оппозиционной прессой. Сначала практически почила в бозе не особо жаловавшая Портнова газета «Феликс». Потом с антипортновской на пропортновскую поменяла ориентацию «Дзержинская панорама» (еще бы не поменять – при новых-то хозяевах!). Скоро из местной журналистики исчезли Эльвира Печенева, Светлана Забалуева – люди, которые позволяли себе высказывать сомнения по поводу благости и правильности тех или иных мэрских начинаний.
Но, пожалуй, на сегодняшний день самым сильным (хотя не факт, что последним) аккордом в продуманной и умело исполняемой местной администрацией симфонии «долой несогласных и не любящих нас» стало закрытие летом 2008 года газеты «Дзержинец».
При чем тут городская администрация, при чем мэр Портнов?!
Безусловно, формально в закрытии газеты – ровесницы города – официальную городскую власть обвинить нельзя. Никто и не обвиняет. Какое отношение к «Дзержинцу» имела эта власть? Разве что некрупный клерк Александр Марков, курирующий в администрации работу со СМИ, настойчиво пытался влезать в политику газеты и влиять на нее. Но это ему далеко не всегда удавалось.
Так вот, непосредственное отношение к «Дзержинцу» в период его кончины имел главный спонсор предвыборной кампании Портнова, местный финансовый магнат Валерий Артамонов. На него-то, когда речь заходит о закрытии газеты, неоднократно красноречиво кивали и продолжают кивать в кулуарах администрации как на истинного могильщика «Дзержинца». Он, мол, не потянул ни финансово, ни физически, ни морально газету, а мы-то тут при чем? На первый взгляд, все к этому и сходится.
Именно Валерий Артамонов (говорят, по настойчивой просьбе мэра Портнова) купил в свое время «Дзержинец» у Петра Переведенцева, чтобы газета не досталась другому человеку, не испытывавшему тогда особого подобострастия перед Портновым. Именно Артамонов, как хозяин, и прикрыл летом 2008 года убыточный «Дзержинец», распродав его имущество, помещение… Таким образом, кого, если не Артамонова, считать могильщиком старейшей городской газеты?
Его и считают. Ему наплевать на это? Возможно, и даже скорее всего. Но наплевать ли ему на то, что в городе также считают, что в истории с «Дзержинцем» его просто подставили? Кто? Есть мнение, что мэр Портнов с приближенной к нему молодежью (в распоряжении которой, кстати, СМИ неофициально имеются) специально спровоцировали Артамонова на закрытие «Дзержинца».
Тем самым они (его же руками) в определенной степени ослабили Валерия Геннадьевича в глазах окружающих как значимую политическую фигуру (что ни говорите, а быть владельцем газеты все-таки престижно!) и дали понять окружающим, что не столь он независим, силен и богат, как принято было считать. Ведь сильные, независимые, богатые люди газеты не прикрывают, а прикупают и держатся за них. Это не выдумки, это факты. Например, когда одного американского сенатора спросили недавно, зачем ему убыточная газета, он только отмахнулся: «Подумаешь, это ведь капля в море по сравнению с остальными моими доходами. Капля, которая однажды может быть весьма полезной…».
Увы, Артамонов не американский сенатор и из газеты, видимо, хотел скоропалительно извлечь прибыль, не осознавая, что главное предназначение СМИ не в этом. С прибылью не получилось, ну и прикрыл он в одночасье «Дзержинец». Ну… не нужна ему оказалась та убыточная капля, которая может быть полезной.
Не нужна – так продал бы, как это в свое время сделал тот же Переведенцев. Не имущество и помещение продал бы, а торговый знак, чтобы другие могли продолжить дело, чтобы газета жила.
На худой конец – отдал бы… той же администрации под руководством Портнова. Пусть бы Виктор Валентинович набрал туда угодных и покорных ему журналистов и фигурировал везде как возродитель газеты – ровесницы города. Перед выборами (даже такими, какие нам пытаются навязать) возрождение «Дзержинца» добавило бы Портнову политических очков.
Однако торговый знак Артамонов пока никому не продает и уж тем более не отдает. Что это? Синдром собаки на сене: ни себе – ни людям? Или все-таки внутреннее моральное противоборство и сохранение возможного пути… к отступлению, то есть к возрождению газеты им самим – Артамоновым?
Хм. Наверно, я о Валерии Геннадьевиче все-таки очень хорошо думаю, обольщаюсь и заблуждаюсь на его счет (ох, уж это слабое женское сердце!). Наверно. Несмотря ни на что, лично я не Артамонова считаю могильщиком «Дзержинца». Он, по-моему, просто стал орудием в руках более умелых, хитрых и изощренных людей. Не пожелай закрытия «Дзержинца» мэр, разве какой предприниматель, а уж тем более мэрский соратник, сделал бы это? А если сделал вопреки (!) – так грош цена такому мэру. Ведь если вчера он безропотно дал похоронить газету – ровесницу города, то где гарантия, что завтра столь же безропотно не даст кому-либо похоронить город?
А вообще, с какой это стати я говорю о смерти «Дзержинца»? Наверное, все-таки правильнее говорить о летаргическом сне. Во-первых, не вечно же Портнов будет стоять во главе нашего города. Наверняка однажды на смену ему придет сильный, умный, дальновидный, не мелочный и не мстительный глава местного самоуправления, который адекватно будет относиться к критике и понимать пользу оппозиции. Надеюсь, что этот глава возродит газету, с которой родился и вырос Дзержинск.
А, может быть, это возрождение произойдет и раньше. Неужели у нас в городе нет людей, способных объединиться и к 80-летию газеты вернуть ее городу и горожанам?! Разумеется, проще всего это сделать было бы Артамонову – у него в руках торговый знак газеты.
Но если ему это не нужно, неужели нет никого в Дзержинске, кому газета нужна? Неужели последние события, творящиеся в городе, лишний раз не доказали представителям так называемой оппозиции, что без своего МЕСТНОГО СМИ, независимого от администрации, от ее сторонников, им даже свою точку зрения трудно донести до горожан?
А вообще у меня сегодня праздник. 79 лет моей газете. Ребята, журналисты! Все, с кем нас в разные годы по разным обстоятельствам свела в «Дзержинце», а потом разбросала судьба, но кто считает «Дзержинец» своей газетой, С ПРАЗДНИКОМ ВАС! Давайте верить, что наша газета возродится и, пусть даже без нас, еще послужит городу и горожанам верой и правдой.
Алла ЕГОРОВА