Новые информационные технологии способны вернуть утрачиваемую связь семьи и школы
Мы живем в век высоких технологий. И современную школу без них уже невозможно представить. Для нынешних учеников компьютеры, интерактивные доски, другие приспособления для учебы столь же привычны, как обычный учебник, тетрадь и ручка.
Вообще, дзержинская система образования по части инновационных технологий вовсе не является провинциальной. В последние годы в деле информатизации образовательного процесса были достигнуты впечатляющие успехи. Еще каких-то пять лет назад в городских школах был один компьютер на 75 человек, а половина школ не имела кабинета информатики. На сегодняшний день кабинеты информатики есть во всех средних учебных заведениях, в трети – даже не по одному. Плюс к этому работают кабинеты информационных технологий (наше, местное достижение), оборудованные компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской, по всем предметам закупается большое количество электронных учебников. Компьютерная техника постоянно обновляется. Около 60% педагогов прошли специальную курсовую подготовку по работе в сфере информационных технологий.
Некоторые информационно-коммуникативные проекты, реализуемые в городе, и вовсе можно назвать эксклюзивными, например, «Виртуальная школа «Синергия». Сейчас кадры из голливудских фильмов, в которых родители с помощью Интернета наблюдают за своими детьми-школьниками, уже не кажутся фантастикой.
О том, как реализуется проект «Синергия» в Дзержинске, какие возможности дает родителям, корреспонденту «Репортера» рассказала заместитель начальника управления образования Валентина САХАРОВА.
– Валентина Владимировна, в последнее время инновационные технологии входят в процесс образования стремительно, многим они пока непривычны. Виртуальное общение родителей и учителей, которое предлагает «Синергия», не разорвет живую связь между семьей и школой?
– Напротив. Нам проект «Синергия» очень дорог именно тем, что позволяет восстановить связь школы и семьи, утрачиваемую сегодня. Откройте любые нормативные документы, в которых перечисляются участники образовательного процесса, и вы наряду с директорами школ, педагогами и учениками увидите родителей. Без их помощи учителю сложно решать поставленные перед школой задачи.
Но беда в том, что при нынешнем темпе жизни многие мамы и папы очень заняты, много энергии отдают работе. У них зачастую нет ни времени, ни сил на то, чтобы регулярно посещать школу или долго по вечерам общаться с ребенком, выясняя, как он провел день. К тому же дети по разным причинам не всегда могут или хотят рассказать о том, что происходило в классе.
«Синергия» – это дополнительный способ общения учителей и родителей, причем очень глубокий. Конечно, Интернет не отменяет живых контактов, но они становятся более предметными, потому что родители приходят к классному руководителю подготовленными: они хорошо осведомлены о школьной жизни ребенка, его проблемах, возможно, к моменту встречи уже проконсультировались на сайте «Синергии» со специалистами, например, психологами, логопедами, юристами.
Достоинство виртуального способа взаимодействия еще и в том, что личная жизнь маленького человечка защищена. Я не сторонница того, чтобы проблемы одного ребенка обсуждались, например, на классном собрании в присутствии всех родителей.
Проект «Синергия» в этом отношении очень толерантен.
Немаловажно, что родители, участвующие в проекте, как правило, начинают больше общаться со своими детьми, они находятся в курсе их дел, что позволяет держать под контролем как воспитательный, так и образовательный процессы. Для родителей становится доступной вся та информация, которой владеет учитель. Дети, учителя и родители объединяются в круг единомышленников.
– Полтора года проект «Синергия» реализовывался в нашем городе за счет средств федерального бюджета. С нынешнего года финансирование прекратилось. Как виртуальная школа будет существовать дальше?
– Первые полтора года проект был абсолютно бесплатным для родителей. Но с 1 сентября они должны вносить определенную сумму денег за консультации специалистов, программные продукты, иллюстрации к урокам, которые поставляют разработчики, в общей сложности – тысячу рублей в год. В месяц получается меньше ста рублей. Материальная сторона, конечно, играет роль, особенно при нынешней экономической ситуации. Но главное условие успеха этого проекта – профессионализм педагога, его умение и желание во-влечь в процесс образования детей родителей. Они будут тянуться в школу, стремиться к взаимодействию, в том числе и с помощью Интернета, если увидят, что учитель максимально заинтересован в развитии ребенка.
– И как же вы оцениваете готовность учителей к современным способам общения с родителями?
– Те 52 педагога, которые сейчас участвуют в проекте «Синергия», готовы в большей или меньшей степени, ведь их специально обучали новым коммуникативным технологиям. Эти учителя – наш авангард. В случае необходимости у них всегда есть возможность проконсультироваться со специалистами.
Не должно возникнуть проблем и с подготовкой других учителей, когда возникнет такая необходимость. Для этого на базе школы №7 создана экспериментальная площадка. Дзержинские координаторы проекта всегда на связи с москвичами, с автором и руководителем проекта «Синергия» – Наталией Валентиновной Овчинниковой. В случае необходимости она тут же садится в машину и приезжает к нам.
Думаю, что количество участников проекта, несмотря ни на что, будет постепенно расширяться за счет обучающихся среднего звена (сейчас в нем участвуют в основном ученики начальной школы), за счет нового набора первоклассников. Пока мы делаем только первые, но достаточно уверенные шаги в реализации проекта. Еще года два, я думаю, понадобится на его становление. Но о настоящем успехе, конечно, можно будет говорить, когда произойдет кратное увеличение количества участвующих в нем родителей.
– Но ведь даже в наш век информационных технологий компьютеры дома есть не у всех.
– Во втором классе начинается обучение детей информатике. К этому времени обычно в семье ученика появляется компьютер. Но в случае «Синергии» очень важно, чтобы он был общим, чтобы взрослый и ребенок хотя бы на 10-15 минут вместе сели у монитора для того, чтобы посмотреть результат обучения, обсудить его. Тогда проект помогает родителям и детям стать друзьями. Каждому ребенку хочется, чтобы близкие гордились им. И если взрослые помогают ему вставать на ноги, быть успешным, не учат бесконечно, а учатся вместе с ним, вместе ищут выход из сложных ситуаций, родитель совершенно по-другому воспринимается – другом, помощником, человеком, с которым хочется общаться.
Что такое «Виртуальная школа «Синергия»?
«Синергия» в переводе с греческого – самоорганизация, содружество. Проект многосторонний, но главная его задача – взаимодействие учителя не только с детьми, но и с родителями посредством Интернета.
Каждый день через одноименный сайт родители получают от классного руководителя исчерпывающую информацию о том, как их ребенок провел день: что проходил на уроках, как отвечал на вопросы, какие получил оценки, как написал проверочную или контрольную работу, какие ошибки допустил. Кроме этого, учитель дает различные рекомендации: как избежать ошибок в дальнейшем, как помочь ученику научиться решать задачи и так далее.
Информация подкрепляется фоторядом или видеороликом, которые наглядно демонстрируют мамам и папам, чем ребенок живет в школе, как себя чувствует, насколько ему комфортно, как он общается со своими друзьями, – без слов становится понятно, как маленький человечек себя позиционирует: находится в центре внимания или стоит в уголочке, когда все резвятся.
Кроме того, по электронной почте родители и учителя ведут переписку, один на один обсуждают проблемы ребенка.
Немаловажно, что вся информация, касающаяся конкретного ребенка, является строго конфиденциальной. К ней имеют доступ только родители этого ребенка, которые знают пароль и логин.
Также на сайте «Синергия» родители могут найти много полезной информации по воспитанию детей, организации их досуга, проконсультироваться с высококвалифицированными специалистами из Москвы, кандидатами и докторами наук: психологами, врачами, педагогами, юристами, в том числе и анонимно, если не хотят афишировать свое имя. На «форуме» – поделиться своим воспитательским опытом, обсудить интересующие темы.
На сайте «Синергии» также проводятся конкурсы, в которых могут участвовать взрослые и дети. Есть отдельная страничка «Моя семья», где при желании родители размещают свою информацию.
Ученики виртуальной школы имеют возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах и других формах развивающего обучения.