Сегодня какой канал ни включи, какую газету ни раскрой – о «свином» гриппе столько наслушаешься-начитаешься, что нешуточный страх берет за жизнь свою и своих близких. Но на этом устрашающем фоне порой попадаются такие статьи и телепрограммы, которые нас убеждают в том, что ажиотаж вокруг нового вируса – не что иное, как коммерческий проект недобросовестных фармацевтических фирм, стремящихся подзаработать на человеческих слабостях. И ведь противовирусные препараты действительно подорожали в последний месяц. Кому верить? И так ли уж опасен «свиной» грипп? С этого мучающего некоторые пытливые умы вопроса и начался наш разговор с заместителем главного врача по медицинской части поликлиники № 1 Тамарой Витальевной Шишкиной:
Бояться надо любого гриппа независимо от его типа и штамма. По своему течению, характеру осложнений и показателям смертности они абсолютно одинаковы.
Насколько я знаю, вирусы постоянно мутируют, видоизменяются, но сей факт не обрастает в СМИ ужастиками. Почему же именно появление «свиной» разновидности гриппа вызвало такую серьезную информационную волну и озабоченность мировой медицинской общественности?
Особенность вируса А (H1N1) – в его высокой патогенности. Это значит, что он распространяется быстрее уже знакомого нам сезонного гриппа, и восприимчивость к нему выше. И речь идет уже не об обычной эпидемии, а широкомасштабной, то есть пандемии.
Если высокопатогенность – единственное отличие нового вируса от собратьев, значит ли, что его симптомы совпадают с проявлениями «обычного» гриппа?
Так и есть. Первые признаки любого гриппа – высокая температура и сильная интоксикация, которая проявляется жестокой головной болью, ломотой во всем теле, иногда тошнотой и рвотой. И, как правило, болезнь накрывает неожиданно – еще пару часов тому назад вы были абсолютно здоровы и вдруг почувствовали резкое недомогание. Это и отличает собственно грипп от других вирусных и бактериальных инфекций.
То есть когда мы говорим, что переболели гриппом, но при этом не температурили, то налицо вольное обращение с медицинским понятием?
Резко повысившаяся до 39-40 градусов температура – непременный признак гриппа. И если пациент жалуется на незначительное повышение температуры, насморк – это, скорее всего, ОРВИ.
В памятке Министерства здравоохранения Нижегородской области говорится, что все зарегистрированные в России случаи гибели от гриппа А (H1N1) – результат позднего обращения заболевших за медицинской помощью…
Это и есть главная причина гибели от любой разновидности гриппа. В прошлом году, например, сезонный грипп унес жизнь молодой женщины, которая занималась самолечением и к врачам обратилась, когда помочь ей уже было невозможно. Потому мы не устаем повторять: при первых признаках гриппа нужно тут же вызвать врача на дом. Своевременная профессиональная медицинская помощь поможет больному избежать серьезных осложнений, которыми прежде всего и опасен любой тип гриппа. Здесь важен каждый час.
Но не секрет, что во время эпидемии загруженность врачей такова, что ожидание их визита может затянуться. Должен ли больной что-то предпринять?
Обязательно! Разумеется, речь идет не о самолечении, а о первой доврачебной помощи. Прежде всего, до приезда врача надо попытаться снизить температуру, высокие значения которой в сочетании с интоксикацией могут привести к инфекционно-токсическому шоку. Во избежании этого необходимо принимать жаропонижающие препараты в обычных дозах.
В той же министерской памятке говорится, что аспирин и лекарства, его содержащие, которые мы привыкли принимать при высокой температуре, не назначают при подозрении на «свиной» грипп…
Потому что аспирин повышает проницаемость сосудов. Можно принимать парацетамол. Любое лекарство надо запивать только водой и в количестве не менее 100 миллилитров, чтобы избежать неблагоприятного воздействия на желудок…
Полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 12 ноября 2009 года.
Комментарии